Адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям средствами освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Познавай-ка» (автор — Алеева Л.М.)

АЛЕЕВА Л.М.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДСТВАМИ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«ПОЗНАВАЙ-КА»

 

     Социализация – важнейший этап в жизни каждого человека. Социализация лежит в основе обучения, развития и воспитания ребенка. Это важнейший процесс в становлении личности.  Чем раньше начат этот процесс, тем легче проходят все остальные жизненные процессы. Ребенок должен развиваться в социуме, сталкиваться с жизненными реалиями и уметь адаптироваться в меняющихся условиях внешней среды.

При поступлении в школу многие дети сталкиваются с проблемой – им сложно адаптироваться к новым образовательным условиям. Учеба в современной школе – достаточно сложный психологический этап в жизни ребенка, поэтому нужно готовиться к нему основательно. Очень важно общение со сверстниками, посещение ребенком дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования. Дети должны иметь базовые представления о том, как устроен мир – знать правила дорожного движения, номера служб, данные о себе и своей семье, правила поведения в общественных местах и т.д. Еще одна проблема при переходе на новую ступень – системность, которой не было ранее. Ребенку необходимо работать в группе, в паре, выполнять требования учителя, соблюдать режим занятий и т.д. Может появиться рассеянность, апатия к учебе.

Система дополнительного образования позволяет детям, в том числе, не посещающим дошкольные учреждения, получить базовые знания по русскому языку, математике, окружающему миру в игровой форме. Игра – это один из главных  видов деятельности ребенка дошкольного возраста, важнейшая составляющая в жизни каждого ребенка. Важно правильно спланировать игру, правильно руководить этой игрой. Именно в игровой деятельности происходит социализация ребенка. Игра способствует развитию и самореализации. Очень полезны и эффективны коллективные сюжетно-ролевые игры. Ребенку важно понять и познать суть исполняемой им роли. Это поможет легче ему видеть, понимать установленные правила и ограничения.

На занятиях по подготовке к школе в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы происходит не только освоение знаний по предметам, но и процесс сплочения, командообразования, коллективного творчества.

На процесс социализации огромное влияние оказывает семья. Поэтому, очень важна работа с родителями – совместные праздники, конкурсы, мероприятия.

Таким образом, происходит постепенная адаптация детей к новой образовательной среде, к новым условиям. Ребенок учится общаться, коммуницировать по предмету изучения, выстраивать диалог, отношения в коллективе. Происходит развитие коммуникативных, творческих, интеллектуальных способностей. Дети привыкают к школьной урочной системе, что позволяет им успешно адаптироваться к начальной школе.