«Как весёлые человечки учили дорожную азбуку» (проект)

 

Филиал

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр»

п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский

Самарской области «Центр внешкольной работы»

  

 

Тема: «Как весёлые человечки учили дорожную азбуку»

(проект)

 

Авторы — разработчики: педагог дополнительного образования

Богданова Марианна Валентиновна,

старший методист Вагина Юлия Михайловна

                                

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. г.т. Стройкерамика, 2016 год


 

Проект «Как весёлые человечки учили дорожную азбуку» разработали  и  опробировали педагоги дополнительного образования Богданова Марианна Валентиновна и Вагина Юлия Михайловна.

Место проведения проекта: Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы» и СП ГБОУ СОШ «ОЦ» № 1 п.г.т. Стройкерамика «Детский сад «Солнышко».

Время реализации проекта: 1 год – осень – весна.

Цель проекта: внедрение в образовательный процесс мультимедийных технологий для формирования у детей знаний о правилах дорожного движения и практического применения их в жизни.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с правилами дорожного движения, дорожными знаками и закрепить полученные знания с помощью просмотра мультимедийной презентации.
  2. Сформировать необходимость использования средств индивидуальной защиты при катании на велосипеде, роликах, самокате и практические навыки оказания первой помощи при падении с них.
  3. Воспитывать чувство ответственности за безопасность на дорогах.

 Обоснование актуальности и практической значимости.

В настоящее время  профилактика дорожно – транспортного травматизма очень актуальна. К сожалению, с наступлением учебного года забот у сотрудников ГИБДД прибавляется. Причина тому – юные велосипедисты, которые хотят почувствовать себя полноправными участниками дорожного движения. Но в погоне за самостоятельностью и «взрослостью» часто пренебрегают элементарными правилами безопасности.  И последствия могут быть самые плачевные…

Статистика говорит о том, что наибольшая часть наездов на велосипедистов случается с 12 до 15 часов, а каждый второй пострадавший – в возрасте от 11 до 13 лет. Из ста детей — велосипедистов, попавших в дорожные происшествия, погибают более десяти, многие остаются инвалидами. А ведь большинства таких ситуаций можно было бы избежать, если знать правила безопасного поведения на дороге и  за рулём велосипеда.

Начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста и активно продолжать в начальном школьном возрасте. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста новые знания они лучше усваивают в игровой форме. Особое значение отводится игре, ведь она не только помогает воспитывать, но и обучает, и развивает, так как в этом возрасте для детей игра – один из основных видов деятельности.

 Данный проект рассчитан на обучающихся в возрасте 6 — 10 лет. Время проведения: 30-40 мин. Участники: 13 обучающихся (2 класс) театральных коллективов «Фантазёры» и «Театральная фантазия» — артисты и зрители  — ребята детского сада «Солнышко» — 65 детей и  учащиеся 1 – 3 классов Филиала «ЦВР» — 70 детей.

            Материалы и оборудование: мульмедийная презентация «Ты и дорога»

(проектор), музыкальное оформление (магнитофон, колонки, флеш-карта), иллюстрации из журналов, книг, дорожные знаки, мольберт, изображение зебры (на листе ватмана), надписи: «Осторожно, дорожные работы», «Школа дорожных наук», ширма, театральные костюмы Незнайки, Буратино, Дюймовочки, Карандаша, доктора Пилюлькина, Светофорика, жезл, синие пилотки – 8 штук, детский велосипед, самокат, средства индивидуальной защиты (шлем, наколенники, налокотники, перчатки), аптечка велосипедиста.

Содержание: В ходе проекта участникам демонстрируется мультимедийная презентация «Ты и дорога», из которой дети в интересной для них форме узнают о правилах дорожного движения. Ребята слушают и одновременно видят всё на экране — задействованы зрительные и слуховые способы передачи информации. Ведь дети младшего возраста тем лучше воспринимают новую для них информацию, чем разнообразнее формы её подачи.

Затем участники проекта – артисты проводят агитбригаду, в которой зрители знакомятся с весёлыми человечками, попавшими в большой город. Во время театрализованного представления зрители узнают об опасностях большого города, таящихся для пешехода, разучивают в доступной форме дорожные знаки и правила, подпевают знакомые мелодии,  играют в игры «Разрешается – запрещается», «Красный, жёлтый, зелёный».

В конце представления зрители отвечают на вопросы викторины, а правильный ответ демонстрируется на экране.

Основная идея инновации – воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста правилам безопасного движения на дорогах, закрепление полученного материала с использованием мультимедийных средств. Использование мультимедийных технологий позволяет детям ознакомиться с новым материалом в более интересной для них форме.

Ожидаемые результаты:

Применение мультимедийного оборудования на занятиях позволит:

— заинтересовать обучающихся в необходимости знаний правил безопасности на дорогах;

— сформировать слуховое и зрительное внимание.

У детей будут сформированы учебные универсальные действия:

Коммуникативные – формирование положительного эмоционального отношения к театральному искусству, овладение навыками коллективной игры.

Регулятивные – развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.

Познавательные – усвоение новой информации, активизация продуктивного воображения, понимание информации, представленной в форме слайдов, продуктивное осуществление самоконтроля выполняемых игровых действий.

Личностные – формирование эмоционально – ценностного отношения к процессу игры и театрализованной деятельности, устойчивого стремления к познанию нового.

Преимущества данного проекта: доступность, минимальные финансовые затраты.

Результаты: В  начале проекта (октябрь 2016 года) из 135 участников были знакомы с основными правилами безопасности на дорогах и правилами вождения велосипеда лишь 50 % детей – 32 ребёнка дошкольного возраста (в основном подготовительная группа)  и 40 человек 1-3 классов, более 57 % детей. После проведения проекта были опрошены дети, участвовавшие в нём. Уже более 70 % детей дошкольников и более 85 % учащихся начальной школы ответили правильно на все вопросы. Улучшились знания дорожных знаков и правила безопасности на дорогах. Дети запомнили, что должно находиться в аптечке велосипедиста и как правильно оказать первую медицинскую помощь при травмах.

Самое главное, дети были заинтересованы увиденной и услышанной информацией, поняли важность правильного поведения на улицах и дорогах – сохранение жизни и здоровья своей и окружающих людей.

Родители и воспитатели с благодарностью отзывались о проведении данного проекта, осознавая его необходимость и актуальность.

В перспективе с данным проектом мы планируем весной 2017 года – (март – май) посетить ещё три детских сада п.г.т. Стройкерамика – «Колокольчик», «Радуга» и «Звёздочка». С охватом ещё около 150 детей.

 

Используемая литература.

1.Извекова Н.А. Правила дорожного движения, учебное пособие для 3 класса, М.: Просвещение, 1984.

  1. Кумейко А.А. Песенка весёлых человечков. Начальная школа. М.: Просвещение, Журнал № 2 , 2002.
  2. Путешествие на зелёный свет или Школа юного пешехода. В лето – на велосипеде. Пособие по правилам безопасности для младшего школьного возраста. М.: Изд-во «Кедр», № 6, 2014.
  3. Радзиевская Л.И. Ты и дорога. Серия Азбука безопасности для дошк. и мл. школьного возраста. М.: Изд-во «Оникс», 2009 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1 Сценарий.

Показ презентации «Ты и дорога»

Голос за кадром: В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Им никогда не сиделось на месте: они летали на воздушных шарах, передвигались на различных видах транспорта собственного изобретения, бегали, прыгали и очень любили распевать песенки. Но, однажды, Буратино, побывал в большом городе. Там он увидел много нового и интересно. А что случилось дальше, вы сейчас увидите.

Звучит песня группы «Барбарики» «Дружба»

(Выходят на сцену Карандаш, Дюймовочка и Буратино).

Карандаш: Что случилось?

Дюймовочка: Где ты пропадал?

Буратино: (задрав нос, рассказывает, все удивляются). Я подружился со Светофориком! Он такой большой. У него три глаза. А ещё я видел зебру и подземную дорогу!

(Выбегает Незнайка)

Незнайка: Тоже хочу посмотреть!

Дюймовочка: (робко) Пожалуйста, Буратино, покажи нам дорогу в город!

Буратино: Проще простого! Кто хочет, идите за мной!

Автор: И, вот, весёлые человечки на улицах большого города…

(Звук Шум города»).

Дюймовочка: Ах, как страшно!

Незнайка: Смелее, вперёд! Подумаешь, испугались!

Автор: Незнайка зашагал через улицу. А  за ним Карандаш и Дюймовочка. Не успели они дойти до середины улицы, что – то заскрипело, загудело.

(Звук Гудок машины).

Автор: Весёлые человечки в страхе бросились врассыпную…

Буратино: (закричал) Вспомните, о чём я вам рассказывал.

(Звук Шум города).

Автор: Но его никто не слышал, потому что большого города очень шумно!

(Буратино увидел стоящий у обочины самокат).

Буратино: Наверное, его тут оставил наш мастер Самоделкин. (Вскочил на самокат и поехал.)

(Звучит «Песенка Кота Леопольда» «Кручу педали»)

(Из – за ширмы выезжает велосипедист в шлеме, наколенниках, налокотниках, перчатках, на спине рюкзак с нарисованными маками).

Автор: Дюймовочка испугавшись, чуть не плача, увидела красивые цветы, которые она больше всего на свете любила. Цветы быстро удалялись и она едва успела прыгнуть на лепесток алого мака.

Дюймовочка (присев на багажник и вздохнув): Кажется, я теперь в безопасности. (Велосипедист увозит Дюймовочку за дверь)

(Вывеска «Осторожно,  дорожные работы!», звук отбойного молотка)

Автор: Незнайка, увидев большую яму, ринулся в неё.

Автор: (грозным голосом): Ты куда? Тебе что здесь нужно?

Незнайка:

Попав в большой и шумный город

Я растерялся, я пропал.

Не знаю знаков светофора,

Я чуть под скутер не попал!

Кругом мопеды и трамваи,

То вдруг автобус по пути.

Признаться честно, я не знаю,

Где мне дорогу перейти.

Мне нужна подземная безопасная улица.

Автор: (уже подобревшим голосом) Э! Да ты видно, заблудился? Эта улица рядом!

Автор: Вдруг Незнайка увидел, что по дороге быстро едет велосипедист. Мальчик не заметил вовремя большого камня на своём пути, не успел вовремя свернуть и  растерявшись упал с велосипеда. Незнайка успел только ахнуть. Мальчик потирал ушибленное колено. Незнайка не знал,  как ему помочь и  побежал к доктору Пилюлькину.

Звучит музыка из м/ф «Приключения Незнайки»

(Пилюлькин сидит за столом и  что – то пишет).

Незнайка: Доктор, скорее на помощь!

Пилюлькин: Что случилось?

Незнайка: Я растерялся, я пропал!

                  Не знаю, как помочь ребёнку,

                  Который с велика упал!

Доктор: Чтобы кататься на велосипеде, мало знать правила дорожной безопасности, ещё  нужно уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Самая частая травма велосипедиста – ссадины, при этом обычно рана загрязнена пылью, микробами. Прежде всего нужно отмыть рану от грязи струёй мыльной воды или слабым раствором перманганата калия.

Незнайка: Какого гоната?

Пилюлькин: Перманганата калия. Это марганцовка! Кожу вокруг ранки нужно обработать йодом или зелёнкой, а затем наложить марлевую повязку.

Незнайка: А если разобьёшь нос и пойдёт кровь?

Пилюлькин: Чтобы остановить кровотечение из носа, нужно усадить пострадавшего, наклонить его голову вперёд и приложить холод к переносице.

Незнайка: Дорогой доктор, а где же найти это всё на улице?

Пилюлькин: Правильный вопрос, очень важно при себе иметь маленькую аптечку. А ёще бутылочку питьевой воды и бактерицидные салфетки.

Незнайка: Отлично, спасибо, я всё понял! И побежал в аптеку.

 (Появляется Карандаш)

Карандаш: (растерянно). Спокойно. Помнится, Буратино говорил, что безопасно переходить по какой – то зебре (начинает её рисовать носом).

(На мольберте прикреплена нарисованная зебра).

Карандаш: (показывая на зебру) Вот- так! (убегает).

Звучит песня В. Леонтьева «Все бегут…»

(Появляется Светофорик)

Светофорик: Ай! Ай! Ай! Скорее на помощь! Стыдно не знать правила дорожного движения! Я немедленно разыщу весёлых человечков и отведу их в Школу пешеходных наук.

(Весёлые человечки собираются около автора)

Автор: (гладя их по голове) Как хорошо, что с вами ничего не случилось! Вы хотите, посмотрев по сторонам, узнать, о чём говорит улица, разузнать знаки, которые встречаются на пути? Тогда внимательно смотрите  и слушайте!

Весёлые человечки садятся за парту, «Школа пешеходных наук»).

Светофорик: «Вот и снова я, друзья! Без меня никак нельзя

Происходят столкновенья, нет порядка у движенья!

Снова я на мостовой, ваш трехцветный постовой,

Укажу вам верный путь, ты про это не забудь!»

Если густ поток машин, ты постой и подожди.

Светофора глаз зеленый загорелся — ты иди.

Если свет начнет мигать, лучше время переждать.

Желтый — красный — не годится, нужно просто подождать.

Звучит песня «Крутой поворот» гр. «Машина времени»

(Выходят 1 и 2 участники команды в синих пилотках, становятся около ширмы, на которой прикреплены дорожные знаки).

1 участник: Да, важен светофор, однако

Один он, без дорожный знаков.

Не сможет справиться никак.

Да-да, любой дорожный знак

Нам информацию дает,

Что впереди, друзья, нас ждет! ( Показывает на светофор)

2 участник: Самый малый знак дорожный

Он стоит не просто так.

Будьте, будьте осторожны,

Уважайте каждый знак!

1 участник: Говорит мне мой сосед:

– Есть ли есть велосипед,

Где захочешь, там кати,

Знай, педалями крути!

2 участник: Нет, приятель, всё не так!

Я скажу тебе, чудак,

Коротко и ясно:

Только там, где этот знак,

Ездить безопасно! (Показывает знак «Велосипедная дорожка»)

(Выходят 3 и 4 участники команды в синих пилотках)

3 участник: У моей соседки Лены

Очень добрый старый дед.

Подарил ей в День рождения

Новенький велосипед.

4 участник: Лена, Леночка, внимание!

Впереди запретный знак! (Показывает знак «Движение   на велосипедах запрещено»

В наши годы на дорогу

Выезжать нельзя никак!

Автор: Шлем, наколенники, налокотники, перчатки – средства индивидуальной защиты. Этим убережётесь от серьёзных травм при падении!

Исполнение Песни дорожных знаков (на мотив «Если с другом вышел в путь»)

1.Если знаки твёрдо знать

И уметь по ним читать,

Скажем без сомненья,

Чтоб беды всем избежать,

Нужно помнить нам и знать

Правила движенья!

  1. Вот ещё один совет:

До 14 лет

Водить велосипед нельзя

По проезжему пути,

Не рискуй и не шути.

Запомните совет, друзья!

(Весёлые человечки подпевают и хлопают) Ла – ла- ла –ла- ла – ла – ла- ла – ла – ла – ла.

3 и 4 участник вместе: Выучив таблицу умножения, не забудь про правила движения.

Если знаки нас предупреждают, значит, нас они оберегают.

Светофорчик: Тебе подарили ролики? У тебя есть скейтборд и ты обожаешь  выделывать  на нём ранние трюки? Тогда запомни! На роликах  и скейтборде кататься по тротуарам нельзя! Катайся в парке, во дворе или на специальной площадке. Скутер – это не игрушка, а полноценное транспортное средство. Любое столкновение с машиной для вас может закончиться падением и травмами, а для автомобиля – всего лишь испугом.

Звучит песня «Крутой поворот» гр. «Машина времени»

(Выходят 5 и 6 участники команды в синих пилотках)

5 участник: Мчат по улицам машины,

Там хозяйничают шины

Мы спустились в переход

Там хозяин — ПЕШЕХОД! (Показывает знак «Пешеходный переход»)

6 участник: Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то

Все мы правильно ответим

Знак гласит, что это — «ДЕТИ»! (Показывает на знак)

5 участник: Предупреждает этот знак,

Что у дороги есть зигзаг

И впереди машину ждет

Крутой, «ОПАСНЫЙ ПОВОРОТ»! (Показывает на знак)

6 участник:  Почему машины встали?

Почему проезд закрыт?

Всю дорогу раскопали,

Даже тротуар разрыт.

Добавляет всем заботы

Знак «ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ» (Показывает на знак)

1 участник: Отчего бы это вдруг

Стрелки дружно встали в круг

И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу?

Даже в голове кружение —

«КРУГОВОЕ ЗДЕСЬ ДВИЖЕНЬЕ» (Показывает на знак)

2 участник: В голубом иду я круге

И понятно всей округе,

Если вдуматься немножко,

Здесь «ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА» (Показывает на знак)

Светофорик: «Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят,

Ведь знают все, что правила едины

Для взрослых пешеходов и ребят!

Я всё время на посту

Управляю я движеньем

И к движенью мой призыв: «Относитесь с уважением»!

Все вместе: На мотив песни («Елочка, ёлка лесной аромат…»)

1.Город, в котором с тобою живём.

Можно по праву сравнить с букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок (2 раза)

  1. Вот она, азбука – над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда —  помни всегда!

Все вместе: НЕ страшна тому дорога, кто внимателен с порога!

Проведение викторины для зрителей.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             

 

 

 

 

 

Приложение № 2 Фотоотчёт

Филиал «ЦВР»

Выступление агитбригады для 1-3 классов

 

Показ презентации «Ты и дорога»

 

Доктор Пилюлькин учит Незнайку и зрителей правилам оказания первой медицинской помощи при травмах, полученных в результате падения с велосипеда.

Светофорик приглашает весёлых человечков в «Школу пешеходных наук», где они вместе со зрителями учатся правилам безопасности на дорогах

 

Проведение викторины и игр «Разрешается – запрещается», «Красный, жёлтый, зелёный»

Наша команда  — ребята 2 класса из театральных объединений «Фантазёры» и «Театральная фантазия»