Социально-гуманитарная направленность

ГУМАНИЗМ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

КАК УСЛОВИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

 Автор: Николаенко Нина Егоровна,

педагог дополнительного образования,

Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский

м.р. Волжский «ЦВР»

Объединение «Юный журналист»

 

Вы – мудрый учитель

И наш просветитель.

Вы нас понимаете,

Добра нам желаете.

И наше сокровенное хотенье:

Видеть в себе Ваше повторенье.

 

(Ирина Голыбина, воспитанница объединения «Юный журналист», выпускница – 2016 года)

 

 

 Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

 Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Проблема духовно-нравственного оздоровления общества: восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только масштабными действиями. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

 Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества. Развитие нравственной и духовной культуры как одного из атрибутов общественного бытия предполагает осмысление различных аспектов духовного потенциала, то есть тех социальных и духовных источников, возможностей, резервов и средств деятельности, которые обеспечивают прогресс личности и общества.

 Смысл и цели общественного развития, в конечном счете, состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои устремления и вести здоровую, полноценную, творческую  жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами. Очевидно, что такие социальные институты, как семья, школа, колледж, вуз помогают человеку определить свой жизненный путь, сформировать богатый духовный мир.

 Большая роль в решении данной задачи отводится педагогу. Эффективность решения всех этих проблем кроется, на наш взгляд, не столько в содержании обучения, сколько в качественном воспитании, ядром которого должны стать духовно-нравственные ценности.

 К духовно-нравственным ценностям относятся: патриотизм, гражданская ответственность, любовь, способность к раскаянию, великодушие, готовность уповать на Бога, возможность развития и стремление к самосовершенствованию, послушание и смирение, справедливость, здоровье, свобода, надежность, семья, порядочность, преданность в дружбе, образование, карьера, вежливость, сострадание, доброта, уважение, милосердие.

 Самое сильное влияние на  нравственное развитие  школьника в процессе его обучения  оказывает личность педагога. Один и тот же  жизненный идеал и принципы могут и должны связывать педагога и воспитанника, иначе педагогическая цель не будет достигнута. Чтобы ребенок поверил воспитателю, он должен быть сам носителем духовных ценностей.   Выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений.     В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость, Любовь — обязательные качества педагога, которые должны стать профессиональными. Чтобы стать субъектом деятельности в духовно-нравственном воспитании детей, педагогу необходимо самоопределиться в сфере духовной деятельности, стать объектом самопознания и саморазвития. Педагогическая профессия  сама по себе постоянно требует не только совершенствования, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия.

В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся

непосредственно к педагогу: социальные и общеличностные,  профессионально-педагогические,  индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность.

Качеством личности педагога, выражающим его «воспитательную силу», степень его влияния на «молодую душу», можно считать «харизму» (И.В. Бестужев-Лада). В переводе с греческого слово harisma означает «оказанная милость, дар.  Исключительную, вдохновенную  одаренность, вызывающую у окружающих (прежде всего, у воспитанников) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь  (Бестужев-Лада). Педагога, обладающего ею, отличают следующие качества:  яркая индивидуальность;  беззаветная,  самоотверженная, жертвенная любовь к детям; внутренняя сила,  целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; «организационное и эмоциональное» лидерство; подвижничество; бескорыстность. Его характеризует также творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом. Но, прежде всего, он умеет творчески относиться к самому себе как личности.

Педагогическая профессия требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви.  Если педагог мало эмоционален, если у него не развита «сердечная сфера», не глубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка.

В своих выступлениях и педагогических трудах В.А. Сухомлинский постоянно писал о том, что этика воспитателя, его нравственные качества являются решающим фактором воспитания личности ребенка. Он претворил свою идею в жизнь, создав уникальную педагогическую систему, в условиях которой каждый ребенок, подросток, старшеклассник получал реальную возможность проявить себя как  высоконраственная и высокодуховная личность. Искусство воспитания, считал он, заключается в умении педагога открыть буквально перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем «я». Одной из этих сфер является нравственное развитие.

Любовь к детям является отличительной чертой педагога, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью.  «Педагогическую любовь» можно рассматривать как  отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она достигается великим трудом и напряжением всех человеческих сил. Л.И. Маленкова предложила своеобразную «технологию» для развития и поддержания этого чувства:

  1. Понять, что они — дети, потому и ведут себя как обычные дети.
  2. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле – с «плюсами» и «минусами», со всеми его особенностями.
  3. Более полно узнать, почему он стал «таким», и «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
  4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
  5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения,

создавать «ситуации успеха», оказывать ребенку позитивную словесную

поддержку.

  1. Не упустить момент словесного отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
  2. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто

откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Педагогическая духовность — это максимум человеческого в профессиональном исполнении педагога; взаимоуважение воспитателя и воспитанника; безусловная вера в возможности ребенка; способность удивляться; готовность искренне восхищаться (достижениями детей, удачей коллеги, успехом школы, самоотверженностью родителей); способность не стесняться своих человеческих проявлений — гнева, стыда, юмора — и своих слабостей; профессиональная неуспокоенность; совесть и достоинство.

Среди возможных путей обретения духовности детьми педагоги называют

художественное образование — приобщение к литературе, искусству, музыке,

этике, эстетике, учебным предметам гуманитарного («человеческого») цикла.

Другой путь к духовности — использование возможностей дополнительного

образования, внеклассной работы, такая целостная организация жизни школьников, при которой ребенок невольно осмысливает все явления окружающего мира, и тем самым становится причастным этому миру.

Для поворота ребенка к духовности педагог сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути — понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием.  Развиваясь духовно, педагог «очеловечивает» всю сферу своих

отношений с реальностью, одухотворяет ее.

Из всего этого следует, что  эффективное осуществление системы воспитания детей всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога.

        Педагог – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты воспитателя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности, формирует их духовный  мир.  Только через любовь к своему педагогу ребенок входит в мир знаний, осваивает духовно- нравственные ценности общества.

В завершение хочется рассказать  притчу: «После шторма шел старик по берегу моря и увидел, как мальчик спасает морские звёзды, выброшенные штормом на берег. Старик сказал: «Твоя работа не имеет смысла. Ты не сможешь спасти всех». На что мальчик ответил: «Моя работа имеет смысл вот для этой звезды». И бросил очередную морскую звезду в море.

Считаю, что моя работа имеет смысл, если хотя бы один мой воспитанник сделает доброе дело, приютит и накормит бездомное животное, поможет прохожему на улице, скажет доброе слово.

 

                                                      

 

Литература

 

  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.:

Просвещение, 1979.

  1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. — М.:

Просвещение, 1979.

  1. Бестужев — Лада, Народное образование 1988,с. 132.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка-

М: 1979, т.11, с.345.

  1. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.-М: Педагогическое общество России,2002г. С.124-125.
  2.   Свадковский И.Ф. Введение в педагогику.- М:изд-во Академия,2005г.
  3. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения .с. 120., с.170.
  4. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики.- М:изд- во УРАО,2002г.

 

Приложение

 

Презентация  «Духовно-нравственное воспитание на занятиях

объединения   «Юный журналист»