postheadericon Методическая разработка занятия объединения «Юный журналист» (автор — Николаенко Н.Е.)

Методическая разработка занятия объединения «Юный журналист»

                    Тема: «Газетные жанры. Интервью»

Педагог дополнительного образования Николаенко Нина Егоровна.

                                                                          Что может быть интереснее и

                                                                           поучительнее беседы с бывалым

                                                                            человеком, участником или

                                                                           свидетелем события?

 

Цели: 1. Расширение знаний обучающихся об особенностях

           публицистического жанра «Интервью».

  1. Формирование языковой и коммуникативной компетенции.

 

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся со структурой интервью, с этапами подготовки и проведения интервью.

Развивающие: развивать умение самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, делать выводы, четко формулировать вопросы, а также навыки выделения главного в языковом материале.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к родному языку, создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.

 

Прогнозируемые результаты: обучающиеся должны получить знания о работе в газете, познакомиться с газетным жанром «Интервью», выполнить журналистскую работу.

Методы: информационный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

 

Формы организационной учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование, ТСО: компьютер, проектор, экран, энциклопедические словари, дидактические материалы.

 

Этапы занятия: 1. Организационная часть.

  1. Основная часть: изучение нового материала,

                                                             выполнение практической работы.

  1. Заключительная часть.

 

                                                   Ход занятия

  1. Постановка темы занятия.
  2. Работа с лексическими единицами:

а) Найдите в словаре определение слова «интервью».

          Интервью – это жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение.

          Подразделяется на два вида: интервью – сообщение, представляющее главным образом информационную роль; интервью – мнение, комментирующее известные факты и события.

          Интервью – это техника сбора информации, которая может быть передана в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий.

          Интервью не проходит по разработанному сценарию, нужно быть готовым к неожиданным ответам, а также к тому, чтобы ухватившись за новую мысль, задать уточняющие вопросы. Интервью требует от репортера владения определенной техникой. Удачное интервью – это намного больше, чем лишь умение задать хороший вопрос.

б) Какие синонимы можно подобрать к слову «интервью»?

       Беседа, диалог.

в) Подберите однокоренные слова к слову «интервью».

    Интервьюер, интервьюируемый, интервьюировать.

  1. Работа с дидактическим материалом.

(Раздаются вырезки из газет). 

Определите, в каком жанре написан  тот или иной материал. Прочитайте текст – интервью.

  1. Словарная игра «В рифмы»: подобрать рифмы к слову «зайка».

 

Лужайка, играй-ка, сайка, узнай-ка, Незнайка, майка, стайка, гайка, Райка, чайка, байка, пайка, дай-ка, Файка, шайка…

 

  1. Физминутка: «Аплодисменты».

 

Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить как:

                    — бурные, восторженные;

                    — громкие, подбадривающие;

                    — сдержанные, деликатные;

                    — ленивые, снисходительные;

                    — заискивающие, подхалимские.

 

  1. Словарный тренинг: Назови прилагательные к слову «мама».

          Мы бесконечно говорим о маме в превосходной степени.

Мама – самая лучшая, родная, единственная, дорогая, любимая, добрая, красивая, солнечная, ласковая, нежная, очаровательная, заботливая, терпеливая, лучезарная, прекрасная, несравненная, замечательная, чудесная, неповторимая, бескорыстная, чуткая, славная, интересная, волшебная, сердечная, искренняя, гениальная, целеустремленная, жизнерадостная, доброжелательная, умная, талантливая, изобретательная, мудрая, душевная, милосердная, справедливая, строгая, справедливая, классная…

 

      7.Работа по группам: практическая работа по написанию интервью.

   1 группа – провести интервью с медработником (фото)

   2 группа – взять интервью у работников пищеблока (фото)

   3 группа – провести интервью с младшими школьниками (фото).

      8.Вопросы репортерам, бравшим интервью:

                  — как готовились к интервью?

                  — с какими трудностями столкнулись?

                  — от чего зависит успех проведения интервью?

                  — как сделать интервью интересным?

  1. Домашнее задание. Написать интервью по теме: «Важное событие».

 

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

 

                      ЛУЧШИЕ ИНТЕРВЬЮ ВОСПИТАННИКОВ

                       ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

 

                                                                    Интервью с работником ГИБДД

                                                                                                    О.И. Ацегейда

ЕЩЁ РАЗ О ПДД

          Гостем школы была Ольга Ивановна Ацегейда, майор полиции в запасе, выпускница нашей Черновской школы. Всю свою жизнь посвятила пропаганде Правил дорожного движения среди детей, работая в ГИБДД, проводя с детьми лекции, конкурсы, игры, а также проводя профилактическую работу с аудиторией водителей и пешеходов. Ольга Ивановна с удовольствием пообщалась с нашим школьным корреспондентом.

          — Скажите, пожалуйста, что является главной причиной гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях?

          — Хочется отметить, что большинство ДТП происходит из-за невнимательности водителей транспортных средств и пешеходов, а также несоблюдения Правил дорожного движения.

          — Что Вы можете сказать о ДТП, связанных с поведением детей на дорогах?

          — Дети стали на дорогах более внимательными. Однако, наиболее часто в ДТП попадали пешеходы в возрасте с 7 до 11 лет, водители велосипедов, мопедов и скутеров с 11 до 16 лет.

          — У многих ребят есть велосипед. Что Вы можете посоветовать велосипедистам?

          — Несколько советов велосипедистам – прежде, чем выезжать на оживленную трассу – научись хорошо кататься, почитайте Правила дорожного движения – это вам пригодится в жизни, ведь, к примеру, все мальчишки – это точно будущие водители. Поворачивая на велосипеде налево, предупредите других участников дорожного движения об этом вытянутой в сторону левой рукой, а при повороте направо на несколько секунд вытяните в сторону правую руку. Едущих сзади вас, предупреждайте о намерении остановиться, поднятой вверх рукой.

          — Спасибо, Вам, за интервью. Ваша информация ещё раз поможет ребятам избежать неприятных случаев на дорогах.

( Интервью брали: Иргизов Павел, Кулик Дмитрий, Федоров Дмитрий.)

 

                                                            Интервью с выпускницей – 2007 года

                                                                              Натальей Савельевой

ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ

          Вечер встречи выпускников – важное событие в нашей школе. По давней традиции собираются друзья-одноклассники все вместе. Более тысячи человек выпустила школа за последние годы. Все выбрали себе дорогу в жизни, стали достойными гражданами нашей страны. Я хочу обратиться к выпускнице 2007 года Наталье Савельевой.

          — Скажите, пожалуйста, чем Вы сейчас занимаетесь?

          — Я закончила Самарский государственный аэрокосмический университет. СГАУ является одним из лучших ВУЗов России. Сейчас я работаю на «ЦСКБ – Прогресс».

          — Почему Вы выбрали именно это высшее учебное заведение?

          — С детства я любила наблюдать за звездным небом. Интересно знать, есть ли жизнь на других планетах, существуют ли другие цивилизации во Вселенной. Мне хочется как-то прикоснуться к космосу. Я счастлива, что родилась на Самарской земле, на берегах великой реки Волги.

          Наша Самара признана столицей ракетостроения. Здесь были сконструированы две первые ступени гагаринского «Востока». Впервые были созданы не имеющие аналогов космические аппараты, которые предназначены для контроля международной безопасности, исследования природных ресурсов Земли и экологической обстановки, создаются спутники для медико-биологических разработок, модернизируется ракета «Союз». Достижения отечественной космонавтики доступны всем нам: мобильная связь, Интернет, многие медицинские препараты, уникальные сплавы.

          — Какое событие  было самым запоминающим в Ваши студенческие годы?

          — 10 апреля 2011 года – значимое событие на планете – Земля, в стране – Россия, в городе – Самара, в моей жизни. Мне и моим друзьям-однокурсникам посчастливилось участвовать в грандиозной и беспрецедентной акции «Самара – Космос – 50», организованной правительством Самарской области и ГТРК «Самара». Мы, три тысячи студентов, надев белые шарфы и кепки с символикой празднования, выстроились на площади имени В.В. Куйбышева, самой большой площади Европы, в гигантские буквы, которые складывались в слова «Самара. Космос. 50.» «Живые строчки» сфотографированы со спутника дистанционного зондирования Земли GEOEYE. Снимок передан на Землю через Самарский центр спутниковой информации нашего СГАУ.

          — Какие чувства у Вас вызвало это событие?

          — День был пасмурный. Моросил дождь. Дул сильный ветер. Однако настроение было радостное. Все были в ожидании знаменательного события – войти в историю Вселенной, в историю космонавтики.

          — Вы встречались с космонавтами?

          — Нет, но надеюсь, что мечта сбудется. Хочу заметить, что моя мама брала автографы у советских космонавтов и американских астронавтов. Правда, это было в 1975 году. Группе студентов(мама в их числе) четвертого курса Ташкентского государственного педагогического института иностранных языков оказана честь – встречать в аэропорту столицы Узбекистана участников первого в истории космонавтики совместного научного эксперимента по программе «ЭПАС»(«Союз» — «Аполлон»), осуществляемый СССР и США, советских космонавтов: Алексея Леонова, Валерия Кубасова и американских астронавтов: Томаса Стаффорда, Вэнса Бранда, Дональда Слейтона, прибывших посмотреть историко-архитектурные памятники Древнего Востока.

          — Большое спасибо. Удачи Вам!

          Так история космонавтики и история семьи пересекаются, а связь поколений продолжается.

(Интервью брали Олег Шелашников и Яна Неретина).

 

                                                             Интервью с участниками школьной

                                                               научно-практической конференции

«ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ ЗЕМЛИ САМАРСКОЙ»

          Каждый год в ГБОУ СОШ пос. Черновский проводится Научно-практическая конференция «Юные дарования земли Самарской». В работе конференции принимают участие школьники 1-11 классов из школ, лицеев Волжского, Усть-Кинельского районов, г. Новокуйбышевск, г.о. Самара. Организационный комитет: председатель — Чигарева А.А.(директор ГБОУ СОШ п. Черновский); заместитель председателя – Шелашникова Н.Б.(учитель истории и обществознания); члены: Леонов М.М.(декан юридического факультета САГМУ); Моисеев И.К.(профессор кафедры «Органическая химия» СамГТУ, доктор химических наук); Сазонова С.Н.(руководитель Поволжского управления МОиНСО, кандидат педагогических наук); Троц Н.М.(доцент СГСХА, кандидат биологических наук); Супильников А.А.(первый проректор по научной деятельности медицинского института «РЕАВИЗ», кандидат медицинских наук, доцент.

          — Скажите, пожалуйста, зачем нужна конференция? Школьная жизнь и так достаточно насыщена. Ученики перегружены: уроки, домашние задания, кружки, спортивные секции. А тут ещё дополнительная нагрузка – ради чего?

         Н.Б. Шелашникова:

          — Выполнение исследовательской работы может изменить отношение ученика и к учебе, и к смыслу своего время препровождения в школе и дома, появляется интерес к познанию того или иного предмета. Чем больше у человека появится информации, тем выше станет его интеллект.

          — На научном совете вы решили привлечь учащихся начальных классов к участию такого серьезного мероприятия. Они, ведь, совсем ещё маленькие. Зачем?

          А.А. Чигарева:

          — Начиная делать первые шаги в исследовательской работе с начальной школы, учащиеся получат, во-первых, огромный опыт самостоятельной работы под руководством учителя-наставника; во-вторых, расширить кругозор; в-третьих, повысить мотивацию при изучении школьных предметов, сделать обучение более интересным и привлекательным; в-четвертых, определиться с выбором профессии на раннем этапе обучения.

          — Как влияет информация на ребят?

          Н.Б. Шелашникова:

          — Во время выступления на конференции автор исследовательской работы учится говорить и владеть аудиторией, учится слышать и правильно воспринимать критику в свой адрес, достойно принимать победы и поражения.

          — Какая тема вашей работы? Почему вы выбрали именно её?

          Дарья и Даниил Кузьменковы из села Курумоч:

         — Тема нашей работы: «Связь поколений». У каждого человека есть своя семья. Человек должен знать, как сложились судьбы его предков, он должен чтить и уважать их, ведь не будь их, не было бы и нас. Каждый человек должен знать историю своей семьи, свою родословную. Надо сделать все возможное, чтобы то, что близкие люди хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом.

          — А что стало предметом твоего исследования?

          Людмила Троц из п.г.т. Усть-Кинельский:

          — Предмет моего исследования – ласковые слова. Они важны и нужны в нашей жизни. Слово может убить человека, а также вдохновить на добрые дела.

          — Вы выступали на секции «Английская филология». Вам нравится английский язык?

          Елена Воробьева и Екатерина Кузнецова из п. Черновский:

          — Английский язык – это язык бизнеса, путешествий, Интернета. В развитии любого общества и каждого отдельного человека велика и значительна роль языка. Особенно возрастает она в эпоху укрепления международных связей и авторитета страны. Сегодня мы являемся свидетелями того, как иностранный язык становится востребованным.

          — Ты впервые выступал на конференции?

          Сергей Чеботарев из Черновской школы:

          — На конференции я выступал первый раз. Я долго к ней готовился. Мы с моей учительницей Ниной Петровной Новиковой выбрали тему: «Против природы на авто». В ночь перед выступлением я плохо спал, очень переживал.

          — Какие у тебя впечатления от конференции?

          Екатерина Ермилова из ГБОУ СОШ п. Черновский:

          — Работы очень интересные, занятные, удивительные. Слушая их, я узнала много интересных фактов. Выступление каждого участника показало, насколько человек подготовлен, знает свою работу и как может держаться на публике. Это, ведь, задача не из легких! Когда видишь, как ребята выступают, переживают, то все эмоции ты пропускаешь через себя, и тебе кажется, что ты стоишь на его месте.

          Исследовательская работа – это первый шаг в науку. Для того, чтобы быть полезным современному обществу, нам нужно ещё много трудиться. Проведение конференций уже входит в традицию нашей школы.

(Интервью брали: Мария Едунова и Екатерина Голушкова).

         

 

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930