Подростковый клуб как способ социализации (автор — Бахирева П.П.)

Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы»

Бахирева П.П., п.д.о.

ПОДРОСТКОВЫЙ КЛУБ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

Социализация является основным процессом включения в общество индивида. Через усвоение норм, эталонов поведения, взглядов подросток становится частью общества, приобретая социальную активность.

В условиях современных образовательных стандартов, наряду с нормативностью, социализация обладает и творческим аспектом. Раскрыть этот аспект и помочь детям развить социальную активность призваны подростковые клубы.

Как показывает практика, низкая культура использования досуга подрастающего поколения порождает девиантное поведение, которое мешает правильной и полноценной социализации индивида. Один из вариантов «правильного» досуга – членство в подростковом клубе.

Эффективные формы и методы работы в подростковых клубах способствуют не только снижению уровня девиантности, но и формированию активной жизненной и гражданской позиции, популяризации здорового образа жизни, что является важным для общества, как системы.

Создаваемое такими объединениями неформальное пространство способствует раскрытию личностных качеств, развитию дружеских отношений и формированию своего «Я» в системе «МЫ». Увлеченные познавательной, творческой и активной деятельностью подростки просто не имеют желания и времени для совершения действий, которые можно охарактеризовать как «отклоняющееся поведение».

Цель подросткового клуба – не нагрузить подростка очередной порцией «нужных» дел и знаний, а показать ему, что любая деятельность может быть интересной, если ею заниматься в коллективе, используя творческий подход. Очень часто, дети, являющиеся изгоями в классных коллективах, становятся лидерами подросткового объединения, куда они приходят по собственному желанию.

Взаимная ответственность, прививаемая подросткам в подростковых клубах, формирует начала индивида, как части коллектива, измеряемого в разных масштабах: члена семьи, одноклассника, друга, руководителя, гражданина.

Подростковый клуб не только помогает развить определенные качества, но и  сформировать собственную позицию относительно многих событий, происходящих вокруг подростка. Он учится быть толерантным в обществе, где бок о бок живут люди разных наций и религий, защищать свои интересы и интересы близких, «фильтровать» информацию, столь запутанную в нашем информационном обществе и т.д.

Второй год филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы» реализует на базе ГБОУ СОШ «ОЦ» им И.П. Сухова с. Подъем – Михайловка программу дополнительного образования детей «Подростковый клуб». Программа позволяет ребятам изучать такие темы, как «Лидерство», «Лидер и коллектив», «Инструментарий организатора», «Коллективные творческие дела», «СМИ», «Ораторское искусство», «Право». Теоретические знания находят применение в практике – ежегодные благотворительные ярмарки, реализуемые социальные проекты, акции и праздники – все это не только делает жизнь образовательной организации яркой и насыщенной, но и способствует социализации членов клуба. Ребята учатся общаться, выражать свою гражданскую позицию, отстаивать собственное мнение, творить добро на благо общества, жить активно.

Таким образом, подростковый клуб можно назвать мостом через бурную реку замкнутости, криминала, безразличия и нежелания стать частью большого мира к активной и интересной социальной жизни.