Практикум для развития организаторских и коммуникативных качеств

Практикум

для развития организаторских и коммуникативных качеств

 

Занятие № 1 «Разбуди в себе лидера!»

            Цель занятия: создание благоприятного социально-психологического климата в группе; формирование установки на активную творческую работу.

1.   Приветствие «Я рад с вами общаться…».

Участники вместе с тренером встают в круг, поочередно называют свое имя и говорят фразу «Я рад с вами общаться», обращаясь при этом к рядом стоящему.

2.   Упражнение-разминка «Как я себя чувствую».

Цель: раскрепощение и сплочение группы. Члены группы становятся в круг.  Один из участников выходит на середину круга выполняет некое действие, выражающее его самочувствие в настоящий момент. Все остальные члены группы повторяют продемонстрированное действие и при этом говорят названное имя. Своё самочувствие может выразить каждый участник.

3.   Упражнение «Слепая геометрия».

Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкция: « Сейчас ваша задача, держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник, круг, овал). Затем проводится обсуждение: что помогло справиться с заданием, что мешало.

4.   Информирование.

Ребятам объясняется цель работы, её структура. Затем совместно вырабатываются правила группы, которые можно оформить на плакате. Ребята и ведущие могут под правилами расписаться, тем самым, символизируя их принятие.

5.   Тест «Капитан – рулевой – пассажир» (см. Приложение № 1).

6.   Информирование: 1 закон лидера – «Лидер видит будущее»

Лидер не обязательно должен быть самым умным или самым сильным. Он должен быть героем, героем – в собственном сознании и в глазах других людей. Это тот человек, который способен увлечь за собой. Главное качество лидера – видение будущего.

   Видение будущего – это загадочный феномен. Лидер живёт будущим как настоящим. Чтобы быть впереди других, нужно уметь жить будущим уже сегодня. Человек, живущий будущим, не видит преград в достижении этого будущего. Так, например, Наполеон четко видел перед собой цель – завоевание Италии – но при этом не видел преграды – горы Альпы – поэтому он смог добиться чего хотел.

Нейрофизиолог Давид Ингвар на основании многочисленных опытов доказал, что лидеры видят будущее парадоксально: как воспоминание, как воспоминание о будущем. На этом феномене основан метод Леонардо да Винчи. Человек, используя этот метод, мысленно заглядывает в будущее, вживается в это состояние и в мельчайших подробностях  представляет, что проблема уже решена. А потом как бы вспоминая, успешно справляется  со сложной задачей.

Перспектива должно быть достижимой, лидер должен ставить перед собой реалистичные цели. (Ребятам задается вопрос о том,  есть ли у них цели и насколько они реалистичны.)

Осознанный выбор пути, умение принять верное решение, знание того, как избежать поражения, — все эти качества позволяют лидеру добивать успеха».

После информирования проводится совместное обсуждение.

7. Рефлексия по занятию.

Что было легко, какие встретились трудности, самочувствие на данный момент.

Занятие № 2 «Лидер и порядок»

Цель занятия: развитие самодисциплины, самомотивации.

1.Приветствие «Здравствуй, лидер!»

Участники вместе с тренером встают в круг, взявшись за руки. Каждый поочередно, обращаясь к стоящему справа, произносит фразу: «Здравствуй, лидер!»

2.Упражнение-разминка «Времена года».

Цель: Сплочение группы для повышения эффективности взаимодействия для дальнейшей работы.

Задача детей разбиться на четыре группы по временам года, в которые родились, с помощью пантомимы, представляющей их время года.

3.Сообщение темы занятия: «Лидер и порядок». Обращается внимание детей на «Магический треугольник», изображенный на доске — успех, труд, самосовершенство, ключевое слово-дисциплина.

Информирование: «Быть успешным значит быть дисциплинированным. Чтобы победить в соревнованиях, спортсмен должен обладать дисциплиной. Она необходима и капитану, и пианисту, и студенту. Это обязательное требование для человека, намеривающего реализовать свои цели и мечты. В жизни и в работе  без дисциплины невозможно добиться значительных успехов, результатов.

Каков смысл высказывания — «Гром хорош, гром впечатляет, но только молния освещает все небо»? (Дети отвечают, обсуждаются ответы, вывод. Один из воспитанников в это время оформляет второй закон лидера на альбомном листе)

Истинный успех приходит только благодаря упорному труду. Многие   люди хотят работать, чтоб разбогатеть, а потом не трудиться. Ключ к успеху лежит в том, чтоб работать разумнее, а не только интенсивно. Человек может работать и не получать радости от труда. Поэтому труд должен быть не только активным, но и интересным и человек должен видеть результаты своего труда.

Успех лидера в том, что у него есть мечты, труд, труд и еще раз труд.   Научитесь любить труд! Многие больные люди мечтают выйти из больницы здоровыми и начать трудиться. Каждый человек должен знать, и вы запомните, что труд – это принцип, который Бог предусмотрел для людей (чтение притчи).

Не менее важным качеством каждого лидера является самосовершенство! Совершенство — это стремление быть лучшим во всех своих начинаниях. Оно не приходит само по себе.

Наши цели определяют наше будущее, и , хотя нам не всегда удается их достичь, именно они помогают нам развиваться и совершенствоваться. Ведь, если нам не удается что-то сделать, мы ищем другие способы достижения цели. Великие лидеры не останавливаются на достигнутом. Они постоянно стремятся к достижениям более высокого уровня.

Мы четко видим как дисциплина, успех, труд и самосовершенство идут рука об руку. Мы можем мечтать. Размышлять, надеяться и даже молиться, но без дисциплины и упорства наша жизнь будет казаться пустой и не интересной» подвожу детей к формулированию 2-го закона лидера.

4.Упражнение «Тарелка».

Цель: воспитание дисциплинированности. Дети, включая тренера, встают парами спиной друг к другу. Тарелку, наполненную водой, передают из рук в руки, стараясь не пролить воду.
5.Упражнение «Встаньте вместе».

Цель: сплоченность группы, выявление   лидера. Участники должны встать вместе одновременно только с помощью невербального общения. 

6.Упражнение: «Да-может быть-нет».

Цель: Учить отстаивать свое мнение, объяснять свой выбор. В разных местах класса вывешиваются ответы: «да», «может быть», «не знаю». Участникам зачитываются утверждения:

Внешний вид лидера не имеет никакого значения.

Лидер работает во благо других.

Лидер управляет при помощи силы.

Лидер должен уметь подчиняться.

Каждый выбирает ответ на это утверждение. Объясняют свой выбор.

7.Упражнение «Сороконожка».

Цель: сплоченность группы. Каждый участник ставит руки на плечи впереди стоящего. Ведущий показывает какое-то движение. Все повторяют одновременно, продвигаясь вперед.

8.Рефлексия.

Что больше всего понравилось на занятии, какие чувства испытываем, с каким настроением уходим.

 

Занятие № 3 «Знание — сила»

Цель занятия: повышение мотивации к саморазвитию.

1.Приветствие «Здравствуй, лидер!»

2.Упражнение-разминка «Хлопки по кругу».

Цель: активизация работы группы, сплочение и взаимодействие.

Все встают в круг и от определенного человека, в определенную сторону (по назначению ведущего) начинают «гонять» хлопки, по очереди и быстро.

3. Упражнение «Опыт и знание».

Цель: тренировка умения высказывать свое мнение, определять свой статус в группе и дальнейший путь развития.

По классу развешиваются три утверждения (Лидер, Начинающий лидер, Еще не лидер), участники должны сделать выбор в отношении себя и объяснить его.

4.Тест «Кто из вас лидер?» (см. Приложение № 2).

5.Информирование: III закон лидера – Лидер обладает мудростью.

— Работа в группах. Две группы получают разные утверждения о лидерстве: «Лидер должен добиваться блестящего результата», «Лидер должен быть в своей команде самым умным». Задача ребят – доказать или опровергнуть данное утверждение, используя убедительные аргументы.

Вывод: По-настоящему успешные лидеры выбирают, в первую очередь, достижение блестящего результата. Ведь  лидер не обязательно должен быть самым умным. Он привлекает к себе самых разных людей: талантливых, умных, одержимых, непредсказуемых и т.д.

— Ввод двух понятий: УМ и МУДРОСТЬ. Обсуждаются их сходства и различия, пути достижения того и другого.

—  История: Вася и Петя совершали прогулку в горах и встретились с горным львом, который грозно смотрел на них. Вася замер на месте как вкопанный, а Петя присел на бревно, снял свои тяжелые ботинки, вынул из рюкзака пару беговых кроссовок и стал спешно одевать их. «Но ты все разно не сможешь обогнать горного льва!»- закричал Вася. «А мне это и не потребуется, — пожал плечами Петя. – Мне будет достаточно обогнать тебя»

 

 

 

 

 

 

Кто из ребят обладал умом, а кто мудростью? Объясните почему.

—  Что необходимо для развития в себе мудрости? (блиц-опрос)

История: Маленький мальчик пришел к своему отцу и спросил его: «Папа, кто сделал Бога?» Отец, поглощенный чтением вечерней газеты, ответил: «Понятия не имею». Но сын не отставал: «пап, почему Земля круглая?» Отец ответил: «Не знаю, сынок» Мальчик ненадолго занялся своими играми, а потом спросил: «Папа, а на других планетах есть жизнь?» Отец терпеливо ответил: «Никто не знает ответа на этот вопрос». Наконец спросил своего отца: «Папа, ты не сердишься на меня за то, что я задаю тебе все эти вопросы?» Отец опустил свою газету. «Вовсе нет, сынок, — сказал он. – Как же иначе ты будешь всему учиться?»

В чем смысл этой истории?

— Задача на развитие мудрости: Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить голову крестьянину за дерзость.

Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию.

Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух крат, принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та могла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытаний, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил очень счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Ответ: Крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет «Свадьбу», я буду знать, что моей картой была «смерть»,  и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет «смерть», я пойму, что моей бала «свадьба», и смогу жениться на принцессе».

—  Сын мой, разве ты не знаешь, как мало надо ума, чтобы управлять миром, — ответил римский папа Юлий III на вопрос о трудности своего дела.

Будьте лидером, который развивает в себе мудрость!

Отсюда вытекает III закон лидера – Лидер обладает мудростью.

6.Работа по группам.

С помощью цветных геометрических фигур ребята делятся на 2 группы и получают задание: поставить перед собой актуальную для нашей школы цель и продумать все пути ее достижения. Результаты групповой работы оглашаются и обсуждаются.

7.Упр. «Репортер»

Цель: развитие коммуникативных навыков, лучшее узнавание друг друга.

Все участники тренинга делятся на пары, в которой один – репортер, другой – лидер, дающий интервью для прессы. Критериями опроса являются: качества характера, поведение, интересы и увлечения, цели и устремления, пути достижения статуса лидера. Затем репортеры готовят сообщение об интервьюированном лидере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Мозговой штурм

«Перед нами стоит цель – как стать успешным лидером – и необходимо выработать пути достижения этой цели, можно предлагать любые пришедшие на ум способы, реальные и нереальные» Затем выбираются наиболее приемлемые для нашей школы.

9.Упражнение «Аргентинский дождь»

Цель: закрепление позитивного настроя группы, сплоченность, единство действий.

По кругу, поочередно участники повторяют за ведущим действия (потирание ладошек, щелчки пальцами, похлопывание по коленкам, легкое постукивание ногами об пол), при этом нельзя произносить ни слова. В итоге неодинаковые действия всех участников группы приводят к необычному звуку «аргентинского дождя».

10.Рефлексия.

 

Занятие № 4 «Мужество».

Цель занятия: обучение навыкам преодоления трудностей; развитие уверенности в себе.

1.Приветствие «Здравствуй, лидер!»

2.Упражнение-разминка «Японские машинки».

Сидя в кругу, рассчитаться от 0 до числа участников. «0» — ведущий хлопает ладонями по коленям, затем, щелкая пальцами правой руки, называет свой номер, щелкая пальцами левой руки — «включает» любого участника группы (например: 0-3). Третий продолжает вместе с ведущим, «включает» следующего участника группы. И так до вовлечения всех ребят.

3.Тест «Как я ориентируюсь в различных ситуациях» (см. Приложение 3).

4.Информирование: IV закон лидера – Лидер обладает мужеством.

Ребята, как вы думаете, что такое МУЖЕСТВО? Назовите синонимы к  этому понятию.

Мужество иначе называют смелостью, бесстрашием, отвагой, храбростью, уверенностью, силой. Существуют также другие синонимы: твердость характера, выдержка, стойкость, силу духа.

Мужеством можно назвать внутреннюю силу, присутствие духа перед лицом испытаний, решимость. В нем есть сила стойкости. Мужество вело первооткрывателей, оно заставляет инвалидов отказаться от сочувствия окружающих и пробудить в себе желание жить. Мужество вдохновляет человека смотреть в завтрашний день.

Истинное мужество – это слово, состоящее из всего 2 букв. Истинное мужество в том, чтобы говорить жизни «ДА», а не отступать перед лицом испытаний.

Мужество – это не отсутствие страха, а умение его преодолевать.

Ребята, как вы думаете, почему лидер должен обладать мужеством? (Заслушиваются ответы ребят).

Лидерство зачастую представляет собой битву, а сражение требует мужества. Наличие мужества не означает отсутствие внутреннего страха. Проявлять мужество – значит поступать правильно, независимо от обстоятельств.

Вспомните те ситуации, когда вы возможно проявляли мужество.

5 Работа в группах.

Ребята разбиваются на микрогруппы. Задание: составить вербальный портрет уверенного, неуверенного  и самоуверенного человека. По окончанию выполнения задания проходит обсуждения.

 6 Упражнение «Поводырь и ведомый».

Цель – выработка навыков уверенного поведения. Одному из участников (по желанию) завязывают глаза, ведущий является поводырем, проводит «слепого» по определенному пути с препятствиями.  Затем ребята обмениваются ролями. В конце упражнения проводится обсуждение.

7 Упражнение «Я лучше всех!»

Каждый участник должен пройти по кругу и сказать, глядя в глаза ребятам «Я лучше всех!».

8 Рефлексия.

Занятие № 5 «Скромность – достоинство королей»

Цель занятия: развитие самокритики, уверенности в себе

1.     Приветствие «Здравствуй, лидер!»

2.Упражнение-разминка «Японские бабочки».

Участник играет роль «тори»- это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Бабочки останавливаются перед Тори и слегка касаются его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Пойманная Бабочка становится в центр круга также как первая. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается пока на свободе не останется одна Бабочка.

3.Информирование: V закон лидера- Лидер обладает скромностью.

Сообщение темы занятия. Беседа.

  • Как вы понимаете понятие «скромность»
  • Как она проявляется в поведении человека?
  • Нужна ли скромность людям, какова ее роль в жизни человека?

Чтение сказки Ф. Кривина «Почему светит Солнце». Обсуждение.

На доске оформлен «волшебный треугольник»: лидер: команда — умеет слушать — умеет радоваться жизни (смех-это музыка души).

Лидер должен создать доброжелательность. Доброжелательная обстановка существует тогда, когда лидер ставит интересы команды выше своих интересов. Это эффективный лидер. Именной такой лидер проявляет высокую степень внимания потребностям и чувствам команды и поддерживает это внимание. Люди ценят в лидере заботу о них.

Мы достигаем успеха с помощью других людей. Ничто не совершается без других. Секрет лидерства: проявлять дружелюбие, твердость, справедливость.

Относитесь к другим так же, как если бы вы хотели, чтоб к вам относились.

Эффективный лидер способен внушать веру в себя через внимание, уважение и справедливое отношение. Отсюда следует установление связи с командой.

 Тест: «Умеете ли вы слушать?» (см. Приложение № 4)

Информирование. Лидер обязан уважать свою команду. Это проявляется в умении слушать членов команды. Если вы будете слушать лично, вы сможете откорректировать ситуацию, предупредив возникновение проблемы. Очень важно сконцентрироваться на том, что говорит ваш собеседник. Даже к плохим новостям нужно относиться спокойно. По этому поводу советы «как научиться слушать людей». Указываю на доску. Каждый читает один совет.

—         Задавайте вопросы

—         Смотрите ему в глаза

—         Обращайте внимание не только на речь, но и на слова, мимику, жесты

—         Убедитесь, понимаете ли вы, о чем говорит ваш собеседник

—         Не спешите с выводами

—         Дайте время собеседнику высказаться, даже если не согласны с ним

—         Быть доступным для людей

—         Посвящайте собеседнику свое внимание

Эффективный лидер должен уметь радоваться жизни и смеяться,    чтоб избавиться от накопившегося негативизма и напряжения. Помогать людям радоваться жизни – один из драгоценных даров.

Чтоб нахмуриться, проявить негативную эмоцию, необходимо задействовать 72 мышцы, чтоб улыбнуться- 14. Смех оказывает благотворное влияние на все органы человека, тонизирует их, расслабляет мышцы, положительно влияет на умственное и физическое здоровье, поэтому, когда человек нервничает, ему необходимо рассмеяться.

—  Подумайте и скажите, по-вашему, что такое счастье? (ответы детей). Обсуждение.

На самом деле секрет счастья в том, чтоб вам нравилось то, что вы делаете.

Хотелось бы, чтоб счастье передавалось как грипп. Не ищите счастье – дарите его другим и оно вернется  к вам.

— Как вы думаете, почему у змеи такая длинная шея? (ответы детей). Чтение притчи. Обсуждение.

Вывод: нередко того, что выставляется на показ, как раз и нет на самом деле. Поэтому лучше ничего и не выставлять на показ. Ни силу свою, ни знание, ни умения- ничего не выставлять на показ. Иначе мы будем похожи на змею, которая выставляет на показ свою шею.

4.Упражнение «Горячий стул»

В центр класса ставится стул. По желанию кто-то садится на него. Остальные высказывают свое мнение об этом человеке, но обязательно должно быть что-то положительное о нем.

5.  Упражнение «Мои достоинства и недостатки»

Каждый участник пишет на листочке свои достоинства и недостатки.    По желанию дети зачитывают свои качества.

6.Упражнение «атомы-молекулы»

Представим себя атомами. Тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам. Атомы двигаются по комнате, пока тренер не назовет какое-либо число. Тогда все объединяются в молекулу из названного числа атомов. «Атомы» стоят в молекуле лицом друг к другу в кругу, касаясь предплечьями. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству участников группы.

7. Рефлексия

Занятие № 6:  Лидер – человек-действия

Цель занятия: формирование навыков принятия решений; развитие чувства социальной ответственности.

  1.      Приветствие «Здравствуй, лидер!»

2. Упражнение – разминка «Ходим».

Цель – активизация участников группы. Ребята свободно расходятся по комнате, им дается задание ходить как …

—             цапля;

—             медведь;

—             как будто по болоту;

—             по гололёду и т.п.

3. Информирование: VI закон лидера – Лидер умеет принимать решения.

Подобно тому, как дом строится из многих кирпичей, так и наша жизнь строится из многих решений. Каждое из них складывает судьбу. (Демонстрируется рисунок – схема).

Мы являемся суммой всех отдельных решений, принятых нами в течение нашей жизни. Не принимать решения – значить решить ничего не предпринимать.

Люди, добившиеся успеха, склонны быстро принимать решения и редко их менять, в то время как неудачники склонны медлить с принятием решений и часто их менять. Зачастую эта медлительность является результатом недостатка энергии. Но каждый из нас обладает правом и властью принимать решения.

Эффективные лидеры обладают способностью находить элегантные, простые решения сложных проблем. Принимая решение по какой – либо проблеме, лидер несёт ответственность за результат. (Проводится работа в группах. Ребятам раздаются примеры рассуждений о лидерстве известных руководителей, проводится обсуждение).

Хороший лидер знает о существовании определённых правил, которым нужно следовать, чтобы принять правильное решение:

—             Необходимо внести ясность в рассматриваемый вопрос.

—             Сбор точной, достоверной информации в полном объёме по проблеме.

—             Обсуждение в своей команде, группе.

Лидер – человек действия. Чтобы стать таким, нужно овладеть искусством принятия решений. Ваша зрелость в качестве лидера растёт вместе с умением принимать ответственные решения. (Демонстрация схемы).

Истинные лидеры обладают мужеством действовать в ситуации, когда другие колеблются.

Необходимо, насколько это возможно, привлекать к принятию решений свою команду. Запрашивайте идеи, предложения, замечания прежде, чем принять важные решения. Это ведёт к приверженности общим интересам.

Если вы хотите, чтобы за вами шли другие, развивайте в себе качества решительного лидера.

4.Игра «Необитаемый остров».

Учащимся предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром. Есть на острове, и ядовитые растения и хищные животные. Помощи ждать не от кого.

Игра начинается с распределения ролей: кто и что будет делать, за что отвечать, как будут приниматься решения, кто будет руководить жителями острова? Обращается внимание на распределение пищи и т.п. Разрабатывается нравственный кодекс. Предусматриваются санкции за нарушение правил.

После игры проводится её обсуждение, подчеркиваются положительные стороны общения, удачные способы принятия решений и др.

Цель игры – формирование навыков принятия конструктивных решений, развитие лидерских качеств.

5.Упражнение «Спиной к спине»

(способствует воодушевлению и расслаблению членов группы).

Участники делятся по парам и становятся спиной к спине, плотно прикасаясь, друг к другу. Ведущий дает различные задания: присели, погладили по голове друг друга, наклонились, повернулись вокруг.

6.Рефлексия. 

Занятие № 7: «Лидер и его команда»

Цель занятия:развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия; развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.

1.Приветствие «Здравствуй, лидер!»

2.Упражнение-разминка «Шурум-бурум»

(развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства других)

«Сейчас мы будем учиться выражать различные чувства – позитивные, негативные, нейтральные. Мы будем передавать по кругу мячик, а вместе с ним- некоторое заданное в настоящий момент чувство. Выражать это чувство мы будем мимикой, жестами, интонациями и специальным словосочетанием. Например: «о-го-го» (удивление), «шурум-бурум» (злость), «мур-мур» (нежность), «э-э-эх» (разочарование), «ну-ну» (недовольство) и т.д.»

3.ИнформированиеVII закон лидера – Лидер умеет создать команду.

Понятие лидерства держится на трех китах:

ЛИДЕР             КОМАНДА                 ДЕЛО, что составляет единое трио.

От лидера зависит главное – создание хорошей команды.

Лидер в переводе от англ. яз. означает вести за собой, возглавлять. Он показывает путь вперед, ведет за собой команду. Он – воплощенная демонстрация внутренней силы своей команды, силы своей идеи.

Чтобы достичь цели, необходимо умение лидера создать команду и увлечь людей конкретной идеей. Чувство власти и умение повлечь за собой людей – отличительная черта лидера. Лидер побеждает, только опираясь на помощь команды. Вспомните тех известных лидеров, чьи победы были достигнуты только благодаря команде (Наполеон, завоевавший Альпы; Суворов, захвативший крепость Измаил; Иисус с 12 учениками распространили христианство по всей римской империи).

Какова же идеальная команда?

Можно провести сравнение с игрой в карты: преимущества набора карт одной масти; или же спортивная команда: жесткое и четкое распределение всех ролей.

В команде необходим каждый ее член, точно так же как в сказке «Репка» без маленькой, слабенькой, незаметной мышки не был бы достигнут желаемый результат.

Проявляй заботу о команде.

Когда Бог создал человека, он сказал: «Не хорошо быть человеку одному». Тем самым заложил в нас потребность иметь личные отношения, дружбу. Ведь разделенная радость

удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое.

Поощряй за малейшие достижения.

Успех команды лидер воспринимает как норму. Внушает каждому: «Ты способен на большее».

Принимай других такими, какие они есть.

Научитесь принимать других такими, каковы они на самом деле – со всеми их недостатками. Главный принцип лидера: перед ним все равны. Ребятам приводится яркий жизненный пример:

Во время корейской войны в одном из состоятельных домой раздался телефонный звонок. Женщина, поднявшая трубку, услышала голос собственного сына. На протяжении долгих месяцев на войне мать не получала от него никаких известий и сейчас была очень обрадована, услышав, что ее сын направляется домой.

— Мама, я только хотел сказать, что привезу с собой товарища. Его серьезно ранило, он потерял глаз, руку и ногу. Мне очень хотелось бы, чтобы он жил с нами.

— Разумеется, сынок, — ответила мать. – Похоже, что это храбрый и мужественный юноша. У нас найдется для него место на некоторое время.

—  Мама, ты не поняла меня. Я хотел бы, чтобы он остался жить с нами.

—  Хорошо, — уступила она. – Он может пожить у нас месяцев шесть.

—  Нет, мама. Я хочу, чтобы он остался с нами навсегда. Мы ему нужны. У него только один глаз, одна рука, одна нога. Он в очень плохом состоянии.

Тут мама потеряла терпение:

— Сын, ты не способен трезво оценить ситуацию. Ты слишком близко принимаешь это к сердцу, потому что побывал на войне. Этот парень будет обузой для тебя и доставит нам всем серьезные проблемы. Будь разумным человеком.

Неожиданно телефонная линия разъединилась. На следующий день родители получили от командования телеграмму, сообщавшую, что накануне вечером их сын покончил с собой, выбросился из окна многоэтажного отеля. Неделю спустя в родительский дом прибыл гроб. С невыразимой печалью они смотрели на тело своего одноглазого, однорукого и одноногого сына.

Если вы принимаете людей лишь на опреленных условиях, это их убивает.

 Успех дела, хорошие отношения в команде зависят и от способностей самого лидера: Держи свое слово, Советуйся с другими (тогда люди будут следовать твоим распоряжениям), «Все под контролем» (лидер должен сохранять спокойствие, чтоб команда чувствовала защиту).

Отсюда вытекает VII закон лидера – Лидер должен уметь создавать команду.

4.Игра «Воздушный шар»

(развитие умения коллективного принятия решений, социометрия)

Ребятам предлагается представить, что все они летят на воздушном шаре, который неожиданно начинает терпеть крушение. Для спасения необходимо постепенно выбрасывать вещи, чтобы долететь до острова. Важное условие: выбор по очередности выбрасывания вещей осуществляется сообща, при согласии всех членов команды. Время на спасение – 20 минут.

Список вещей:

Золото, драгоценности 100гр.

Котлы, миски, кружки, ложки 1 кг.

Ракетница с сигнальными ракетами 5 кг.

Полезные книги про все 12 кг.

Консервы 10 кг.

Топоры, ножи, лопаты 15 кг.

Питьевая вода 10 л.

Аптечка 3 кг.

Винтовка с запасом патронов 10 кг.

Шоколад 7 кг.

Очень большая собака 50 кг.

Рыболовные снасти 0,5 кг.

Мыло, шампунь, зеркало 2кг.

Теплая одежда и спальники 50 кг.

Соль, сахар, витамины 4 кг.

Канаты, веревки 10 кг.

Спирт 10 л.

В дополнение можно продолжить данную игру, обозначив задание – выбрать по очередность выпрыгивания членов команды с целью предотвращения катастрофы.

5.Упр. «Умей сказать «нет»

(развитие навыков настаивания на своем, умения сказать «нет»)

Подросток должен, аргументировано отстаивать свое мнение при групповом давлении, не соглашаться на уговоры, предложения остальных ребят. Ситуации: попробовать наркотик, выпить за встречу,  пойти на дискотеку перед экзаменами и т.д.

6.Упр. «Связующая нить»  (сплочение коллектива)

С помощью клубка ниток и называния положительных качеств друг друга в кругу, между ребятами образуется «паутина», разматывание которой происходит с помощью пожеланий.

7.Рефлексия. 

Занятие № 8 «Лидер и доверие»

Цель занятия: развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия. Развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.

1.         Приветствие.

 Называя по имени, к кому обращаемся, произносим фразу: «Здравствуй, лидер!»

       2.         Упражнение-разминка «Фью-фью»

Ведущий называет имя участника. По бокам сидящие подносят ближайшую руку от названного к своему уху, машут и говорят «фью», названный так делает двумя руками и говорит «фью-фью» и называет следующего игрока. Темп ускоряется.

3.         Информирование.  Название закона – Лидер должен быть в доверии.

Лидер должен знать не только куда направляется, но и эффективно работать с людьми. Для этого он должен обладать сердечностью, энтузиазмом, воспринимать интересы и потребности других. Поэтому  лидеру необходимо быть в доверии.

— Как приобрести доверие? Что значит быть в доверии? (ответы детей)

Для этого лидер должен помогать людям достичь успеха. Делать все для своей команды, чтоб достичь цель. На больших предприятиях это образование и профессиональная подготовка.

— Как вы можете помочь членам своей команды, как командир? (ответы детей)

Лидер должен доверять сам надежным людям. Для общего успеха      необходимо взаимное доверие. Человек чувствует свою значимость, если ему доверяют конфиденциальную информацию.

Признавать заслуги любого члена и гордиться достижениями всей команды в целом.

Необходимы поощрения, ободрения, отдавать должное успехам всех сотрудников.

Лидер должен уметь держать свое слово. Выполнять обещания.   Иначе не будет никакого доверия со стороны окружающих.

Лидер должен быть терпеливым. Вы работаете с людьми, а люди все разные, каждый человек- индивидуальность. Поэтому нельзя «ставить крест» на человеке, пока не исчерпаете все возможности для улучшения отношений с ним.

Лидер должен изучать людей и понимать их.

— Для чего это нужно? (ответы детей)

Лидеру это необходимо, чтоб знать способности каждого члена команды, тогда лидер сможет распределять поручения исходя из возможностей и способностей каждого члена команды. Это поможет ему быть уверенным в правильности выполнения задания.

Лидер должен уметь вдохновлять других. От того, насколько хорошо выполняет команда свои функции, зависит его успех.

По ходу объяснения на доске оформляется силуэт человека.

Вывод: Команда, добивающаяся успеха, функционирует как единый организм. Успех лидера зависит от успеха команды.

Чтение фрагментов из наблюдений Свиндолла.

«Гуси, ведущие стаю, сменяют друг друга. Когда устает один из них, он меняется местами с тем гусем, который летит на одном из флангов стаи.

Когда один гусь заболевает или получает ранение, вместе с ним стаю покидают два других гуся, которые сопровождают его, чтоб обеспечить ему помощь и защиту. Они остаются с ним до тех пор, пока он не сможет лететь вновь.

Гуси в стае издают характерный гусиный крик. Тем самым они дают знать остальным, что по-прежнему следуют за стаей и с ними все в порядке. Это крик привлекает внимание лидирующих гусей».

Успех лидера зависит также от его стиля руководства. Мы с вами познакомимся с тремя видами:

1.         Стиль, при котором царит жесткость во всем: дисциплине, контроле. Здесь единовластие и директивное управление – авторитарный стиль управления.

2.         Стиль, при котором вовлекается команда в совместную деятельность, стремление к коллективному управлению. При котором царит взаимопонимание и дружеские отношения- демократический стиль руководства.

3.         Стиль, при котором отстраненность от управления, дело пущено на самотек, свобода действий у подчиненных –попустительский стиль руководства.

Задание: определить к какому стилю какая эмоция подходит (на доске изображения эмоций по видам стилей руководства)

4.         Работа в группах.

Группы выбирают для работы один из видов стиля руководства. Необходимо написать положительные стороны выбранного стиля.

       5.         Мозговой штурм.

Что нужно делать, чтоб поменять авторитарный стиль руководства на демократический?

Каждый высказывает свое мнение. Все предложенные варианты записываются на большом

листе ватмана и отбираются наиболее приемлемые.

  6.         Упражнение «Травинка»

Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу. Любой из участников, по желанию встает в центр и покачивается в разные стороны. Группа придерживает его руками. Так продолжается 1-2 минуты. После этого о рассказывает о своих чувствах.

       7.         Рефлексия.

Занятие № 9 «Ключи к успеху»

Цель занятия: стимулирование самомотивации, стремления к самосовершенствованию.

       1.         Приветствие «Здравствуй, лидер!».

       2.         Упражнение – разминка «Слон-пальма-крокодил».

Участники встают в круг. Ведущий называет одно из слов (слон, пальма крокодил) и при этом называет кого – либо из ребят. Тот, кого назвали при помощи соседних ребят изображает то, что назвали (Слон – участник левой рукой берёт себя за нос, а правую руку просовывает через левую; соседние ребята изображают уши. Пальма – руками делает корни, а соседи изображают ветви. Крокодил – руками делает пасть, соседи изображают ветви.) Затем называет следующего участника и задаёт ему задание.

3.         Информирование: IX  закон лидера – Лидер развивает в себе способности руководителя.

Каждый из нас хочет, чтобы его мечты сбывались. А вот, чтобы создать лучшую мечту, вы должны сами стать лучше.

Эффективные лидеры признают тот факт, что развитие способностей к руководству длится всю жизнь. Главное, что отличает успешных  лидеров, — это способность создавать и развивать свои умения. Заключение – лидеры непрерывно учатся.

Люди, достигшие успеха, отличаются самодисциплиной, которая позволяет им развивать в себе необходимые качества. Они никогда не останавливаются на достигнутом и не находятся в состоянии покоя. Развитие лидерских качеств – это процесс, который не имеет завершения.

Жизнь может измениться только в том случае, если человек изменится сам.

Каждый лидер создает свой собственный стиль. Развивая в себе качества руководителя, очень важно держать перед мысленным взором ваше видение перспективы, ваши цели и мечты. Люди, знающие, что они намереваются сделать в своей жизни, обладают особой притягательностью. Они излучают позитивную энергию и доброжелательность.

Советы относительно саморазвития:

— Сохраняйте уверенность.

-Размышляйте о своих прежних успехах как основе будущих побед.

Пример: Бог предлагал израильтянам вспомнить, как Он приказал расступиться водам Красного моря, чтобы прибавить своему народу уверенности в том, что они получат Землю Обетованную.

— Лидеры развивают в себе творческий подход к проблема.

— Лидеры мотивируют себя к тому, чтобы осуществлять позитивные, ориентированные на достижение цели, действия.

— Лидеры способны управлять своим психическим состоянием. Не бойтесь просить помощи. Думайте о хорошем.

— Лидер умеет эффективно передавать информацию. Лидерами становятся те люди, которые умеют говорить с людьми. Работайте со своим стилем общения

Слова являются инструментами, а чем больше у вас инструментов, тем лучше вы можете справиться с работой.  (Граф Найтингел)

—         Ваш внешний вид должен быть вашей сильной стороной. Приведите себя в порядок. Внешний вид должен быть вашим преимуществом, а не помехой и источником неприятностей. Какое яблоко вы выберете в магазине – красивое или побитое? Люди всегда ищут лучшее.

—         Очень важно как себя ведет лидер. Ваше поведение говорит людям о том, контролируете ли вы ситуацию.

—    Настройтесь на успех.

Лидеры никогда не перестают учиться. Пример: Показательна история о женщине, которая работала учительницей 25 лет. Узнав о работе, которая открывала возможность служебного продвижения, она подала свою заявку. Но вместо неё наняли педагога, который преподавал только год. На её вопрос «Почему её не взяли?», директор ответил: «Мне жаль, но ваш профессиональный опыт не составляет 25 лет. Вы имеете опыт одного года работы, повторенный 25 раз». За время своей карьеры эта учительница никак не усовершенствовала свой опыт.

       4.         Задание – составление портрета лидера.

Участники сначала индивидуально составляют вербальный портрет лидера. Затем совместно в ходе обсуждения приходят к единому портрету.

       5.         Упражнение «Я-это-Я».

 Участники двигаются по кругу следующим образом, они топают сначала правой ногой, затем – левой, потом делают маленький прыжок. Эти движения сопровождают следующую фразу: Я (притопывают правой ногой) – ЭТО (притопывание левой ) ИМЯРЕК (подпрыгивание на месте). На выполнение задания дается 2 минуты.

       6.         Рефлексия.

Занятие № 10 «Выбор будущего»

Цель занятия: закрепление приобретенных ЗУН, ориентация на их использование в повседневной жизни.

1.         Приветствие «Здравствуй, лидер!»

       2.         Упражнение-разминка «Сантики-фантики»

Один участник группы выходит за дверь, в это время выбирается водящий, по команде которого по кругу выполняются разные движения со словами «сантики-фантики, лимпо-по». Задача другого — определить, кто в кругу является ведущим.

       3.         Информирование:

X закон лидера –  Лидер излучает вдохновляющую силу.

Ребята, что означают выражения «без тебя как без рук», «ты моя правая рука»? А как вы думаете, какой палец на правой руке самый нужный и важный? Конечно, все! Точно так же и у лидера нет наиболее или наименее важных качеств, есть 5 основных, которые обязательно должны присутствовать у лидера: (по ходу объяснения этих качеств на доске составляется рука, где ладонь — X закон лидера, а пальцы – те самые качества)

  1. 1.      Лидер знает куда идет

Все двери открываются перед человеком, который знает куда идет.

  1. 2.      Лидер обладает энтузиазмом

Энтузиазм подобен пузырькам в лимонаде.

  1. 3.      Лидер проявляет решимость.

Лидер никогда не отступает, пока не добьется успеха, не достигнет цели (как почтовая марка, которая держится на письме до тех пор, пока оно не достигнет адресата).

  1. 4.      Лидер умеет работать с людьми.

Если лидер проявляет заботу, внимание и любовь к людям, они с легкостью будут прощать вам недостатки. Но если люди поймут, что они для вас безразличны, то будут с осуждением относиться к любым вашим действиям.

  1. 5.      Лидер стремится в будущее.

О чем вы чаще всего думаете —  о прошлом, настоящем, будущем?

Если вы живете прошлым, то будете склонны к грусти, унынию. Живете настоящем – постоянно будете пребывать в критическом настроении. Думаете о будущем – ваш уровень энергии повышается, отношение к жизни позитивное.

Стержень лидерства – это энергия, а энергия, как правило, порождает энергию. Но лидер не  энергетический вампир, а энергетический излучатель и преобразователь.

Но жизнь есть жизнь. И даже самая совершенная машина имеет свойство ломаться. Лидер не вечный двигатель, а человек и порой его энергия иссякает. Тогда на выручку приходят артистические способности: нельзя показывать виду, впадать в уныние. Показывай оптимизм, и он снова вернется.

В заключении можно прочесть стихотворение лидера для лидеров:

Если вы можете держать голову

высоко, когда вокруг теряют

головы, и обвиняют в этом вас…

Если вы можете справиться

с успехом и провалом…

Если вы умеете молниеносно

действовать, и умеете ждать и не

уставать от ожидания…

Если вы можете поставить на

карту все свои победы, и

проиграть, а и начать все сначала,

и никогда не промолвить слова

о своем поражении…

Если вы можете заставить сердце,

мускулы и нервы служить вам долго…

Если вы можете заполнить одну

быстролетящую минуту

шестьюдесятью секундами смысла…

Тогда земля и все на ней – ваше!!!

4.         Упражнение «Самопрезентация»  (самораскрытие)

Участники по кругу должны закончить фразу: «Никто не знает, что я…».

       5.         Упражнение «Фото в середине» (навыки принятия решений)

В центр круга ребят нужно положить их общую фотографию (например, с первого занятия) и объявить, что она достанется одному-единственному человеку, который может распорядиться ей как пожелает. После этого ничего больше не говорить. Группа должна самостоятельно принять решение, каким-то образом выйти из проблемной ситуации. Обсуждение.

6. Упражнение «Лодка» (сплоченность, принятие группового решения)

Ребятам предлагается покататься всем вместе на лодке (лист бумаги или кусок материала). При этом, они сами должны решить как на ней поместиться, кто будет рулевым, пассажиром, на веслах. Обсуждение.

7. Упражнение «Свеча» (рефлексия, самоанализ)

По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывает свое мнение о прошедших занятиях: Что понравилось, чего не хватало, чему научился и т.д.

По окончанию всей программы «Школы лидеров» рекомендуем провести чаепитие – как доброжелательное завершение совместной работы.

Приложение 1.

Тест «Капитан – рулевой – пассажир»

1.  Я всегда чувствую ответственность за всё, что происходит в моей жизни.

2.  В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили отношение ко мне.

3.  Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами неудач.

4.  Иногда мне кажется, что я родился под счастливой звездой.

5.  Я считаю, что неудачники сами виноваты в своих неудачах.

6.  Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.

7.  Если я простужаюсь, предпочитаю, лечиться самостоятельно, не прибегая к помощи врача.

8.  Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые меня так раздражают в каком – либо человеке, виноваты другие люди.

9.  Считаю, что любую проблему можно решить, и не понимаю тех, кто не справляется со своими трудностями.

10.  Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня

11.  Если возникает конфликт, то я, размышляя, кто виноват, начинаю анализ с себя.

12.  Если черная кошка перебежит мне дорогу, я перехожу на другую сторону.

13. Я считаю, что каждый человек, независимо от обстоятельств, должен быть сильным, уверенным и самостоятельным.

14.  Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.

15.  Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.

Обработка результатов:

На 1,3, 5,7,9,11,13: да-10баллов, не знаю – 5 баллов, нет – 0 баллов.

На 2,4,6,8,10,12,14,15: да — 0 баллов, не знаю – 5 баллов, нет – 10 баллов.

От 100 до 150 баллов. Вы лидер, капитан собственной жизни. Вы чувствуете ответственность за всё, что с вами происходит, много берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг серьёзных жизненных проблем. Вы всегда видите перед собой цель и думаете над тем, как её достичь. Умеете подключить к решению важных для вас задач других людей. Что вы чувствуете в сложные периоды жизни, и что происходит в вашей душе – для окружающих всегда загадка.

 

 

 

 

 

 

От 50 до 99 баллов. Вы охотно становитесь рулевым, но можете при необходимости передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы всегда мыслите реалистично. Гибкость, рассудительность и четкость – в вашей натуре. Вы способны брать ответственность на себя в сложных ситуациях, когда нужно это сделать. Вы умеете жить в согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с собой.

49 баллов и меньше. Вы – пассажир на корабле этой жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря, что так сложились обстоятельства, судьба. В своих  трудностях обвиняете кого угодно, только не себя, потому что не желаете нести ни какой ответственности ни за что. Настоящая независимость кажется вам недостижимой. Тем не менее вы умеете мирно сосуществовать с другими людьми.

Приложение 2

Тест «Кто из вас лидер?»

Расставьте фигуры в той последовательности, в какой захотите. В зависимости от выбранного вами порядка начертания фигур вы сможете определить свои задатки лидера.

На первое место вы поставили ту фигуру, которая наиболее соответствует вашим личностным качествам, на последнее место – соответствующую наименее характерным. Итак …

Треугольник – лидер.

Квадрат – исполнитель.

Круг – человек с незаурядными коммуникабельными способностями.

Зигзаг, молния – человек с незаурядными творческими способностями.

Прямоугольник – человек, имеющий в данный момент серьезные психологические проблемы.

Необходимо выбрать одну наиболее понравившуюся геометрическую фигуру из пяти предложенных.

Приложение № 3

Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях» 

Психолог. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: 

1.         Если вы заблудитесь в лесу, то хватит ли вам знаний, чтобы выйти на дорогу, и силы воли, чтобы продержаться несколько дней?

2.         Попав на необитаемый остров, будете вы его осматривать целиком?

3.         Попав в ситуацию, когда на вас летит автомобиль и ваш спутник бросается влево, вы побежите туда же?

4.         Если вы уходите из дома и не можете найти ключи, то можете ли вы просто спокойно подумать, где они могут быть?

5.         Вы хорошо ориентируетесь в темноте?

6.         Вы любите исследовать незнакомые места?

7.         Вам нравится находиться на природе в одиночестве?

8.         Вы легко решаете задачи на сообразительность?

9.         В критической ситуации вы быстро принимаете решение?

Психолог. За каждый положительный ответ вы получаете одно очко. Суммируйте очки. Полученный результат означает следующее:

1-3 очка — вы несамостоятельный человек, не умеете принимать решения и брать ответственность на себя.

4-7 очков — вы сообразительны и сможете не попасть впросак в трудной ситуации, хотя и допускаете ошибки из-за невнимательности и недостатка знаний.

8-9 очков — вы нигде не пропадете, спокойная жизнь не для вас, работа следователя, каскадера и геолога вам бы очень подошла.

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Тест «Умеете ли вы слушать?»

           Психолог. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

  1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?
  2. Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?
  3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?
  4. Ты часто перебиваешь собеседника?
  5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?
  6. Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других?
  7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Психолог: Теперь подсчитайте результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: « Что мешает нам слушать других?»

Психолог обобщает ответы детей.