Конспект занятия на тему «Звук [ З ]» (автор — Алеева Л.М.)

Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский

м.р. Волжский Самарской области

«Центр внешкольной работы»

Конспект занятия на тему «Звук [ З ]»

 

 

 

 

 

Автор:

педагог дополнительного образования

Алеева Л.М. 

2018 г.

Цели  и задачи занятия:

— расширение представления о звуке [ З ], об участии органов артикуляции в его произнесении;

— активизация внимания к звуковому составу слов;

— развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, способности производить сложный звуковой и слоговой анализ слов.

Наглядность:

— иллюстрации в пособиях;

— обозначение буквы З и звука [ З ];

— звуковые домики;

— картинки на звук [ З ] в словах;

— прописи.

 

  1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

1) Фонетическая зарядка.

— Как поют комарики? ( З-з-з… )

— Что мы слышим, когда муха попадает в паутину? ( З-з-з… )

— Вы, наверно, уже догадались, сегодня мы познакомимся со звуком [З]. Давайте сейчас послушаем очередную историю про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

2) История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

Наши игрушки весело продолжали путешествие по городу Звуков. Но стоило им пройти всего несколько шагов, как к ним подлетела загадочная пчела и стала кружиться вокруг них, издавая надоедливый звук «з-з-з». Ёжик предложил игрушкам остановиться, ему показалось, что пчела что-то хочет им сказать. Друзья стали напряженно вслушиваться в пронзительно звенящий звук. Они поняли, что пчела им говорила следующее: «Ззздравствуйте, незззнакомые зззверьки! Меня зовут Зззоя. Идите ззза мной. Я угощу вас полезззной сладостью».

3) (Работа с рисунком, страница 38)

-Какой звук издавала во время полета пчела Зоя?

-Как называется это лакомство?

-Итак, сегодня мы поговорим о звуке …… [ З ].

4) Дидактическая игра на выявление звука [ З ] в словах.

Задание: рассмотрите рисунки, найдите одинаковые звуки в словах.

(На доске даны следующие рисунки: коза, вода, глаза, роза, гвозди, заяц, зонт, гнездо, замок, кузнечик, забор.)

 

  1. Расширение представлений по теме занятия.

5) (Работа с рисунком на странице 38.)

— Картинка, где изображено, как летит пчела Зоя, обозначает звук [ З ].

Что делают губы и язык во время произнесения этого звука?

-Покажите на плакате звук [ З ] и расскажите, какой он. (Согласный, звонкий, твёрдый).

-Как вы об этом догадались?

-Что есть во рту с этим звуком? (Зубы, язык.)

— В названии каких животных слышится звук [ З ]?

 

  1. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление).

6) (Работа с рисунком на странице 39.)

— Назовите первый слог (ЗА).

— В названии какой картинки слышится этот слог? (ЗАйчик.)

Далее дети подбирают картинки на слоги ЗУ и ЗЫ.

-Названия каких картинок подходят к схемам?

7) Отгадайте загадки:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода — кора.

                              (Заяц)

Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают.

                             (Звёзды)

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка.

Брать её опасно —

Укусит.

Ясно?

                             (Змея)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

                            (Зима)

Тридцать два молотят,

Один поворачивает.

                            (Зубы и язык)

8) Игра «Кто больше?» Придумайте слова, в которых звук [ З  ] в начале (забор, зонт, заяц), в середине ( азбука, озорник, ваза).

 

  1. Тренировочные задания.

9) Добавление и исключение слогов из состава слов.

— Скажите со слогом ЗА в начале слова: кружить, лететь, бежать, болеть, готовить, думать, жить.

— Скажите слово без слога ЗА: закопать, залить, запустить, замёрзнуть, запеть, запить, заесть, захлопнуть.

— Придумайте предложения со словами копать и закопать.

10) Физкультминутка

                      ЗАЙКА

Зайка серенький сидит

 И ушами шевелит (дети показывают).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (дети показывают).

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (дети скачут).

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал (дети садятся).

11) Задание:  перестановка слогов ( рисунок на странице 39).

— Поменяйте местами слоги и покажите соответствующие картинки: за-ко, ка-кол-за, мо-за-ми.

Задание: произнесите чистоговорки и скороговорки:

За-за-за — уходи домой коза.

Зу-зу-зу — моем Катю мы в тазу.

Зойного зайку зовут Зазнайка.

Зелёная берёза стоит в лесу,

Зоя под берёзой поймала стрекозу.

 

  1. Подведение итогов занятия.

-Что вы узнали о звуке [ З ]?

— В какие игры вы научились сегодня играть?

— Вам понравились эти игры?

 

  1. Домашнее задание.

Спасибо всем! Я довольна вашей работой на уроке. Дома читаете «Букварь» на страницах 39 — 41. До свидания!

 

Литература:

  • Бунеев, Р.Н. По дороге к Азбуке. Учебное пособие. В 5 ч. Ч. 4 (6 — 7(8) лет) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. — Изд. 3-е, перераб. — М.: Баласс, 2016. — 64 с.: ил. — с. 38 — 39.
  • Жукова, Н.С. Букварь : учебное пособие / Н.С. Жукова; ил. В. Трубицына и Ю. Трубицыной. — М.: Эксмо, 2016. — 96 с.: ил. — с. 39 — 41.
  • Занимательное азбуковедение: Книга для родителей, учителей и милых детей / Авт.-сост. В. В. Волина; худож. Л. М. Рудаковская. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1994. — 400 с.: ил. — с. 113 — 128.
  • Кислова, Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для педагогов, логопедов и родителей к частям 3 и 4 / Т.Р. Кислова; под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. — Изд. 4-е, испр. — М.: Баласс, 2014. — 192 с. (Образовательная система «Школа 2100». Образовательная программа «Детский сад 2100»). — с. 159 — 162.