Профильная смена детского технического творчества «ТехноМир»

Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области

филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы «Образовательный центр»

п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области

«Центр внешкольной работы»

Конференция педагогических работников Самарской области

по развитию технического творчества с дистанционным участием

 

Профильная смена

детского технического творчества «ТехноМир»

Номинация: «Методические материалы по обобщению педагогического опыта в области технического творчества»

 

 

 

 

 

Автор: Афанасьева Мария Сергеевна,

Методист филиала ГБОУ СОШ «ОЦ»

п.г.т. Рощинский м.р.Волжский

Самарской области «ЦВР»

 

 

 

 

 

 

Самара, 2018

Аннотация

Техническое творчество по праву считается основой инновационной деятельности. Поэтому на сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.

В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями нашего региона стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества детей и молодежи. Развитие производства, приумножение достижений в науке и технике возможны лишь при условии раннего развития творческих технических способностей у детей и подростков, выявления одарённых ребят, создания необходимых условий для их творческого роста. Именно поэтому в ЦВР разработана стратегия развития технического творчества, направленная на достижение поставленных целей. Реализация стратегии происходит через механизмы интеграции, консолидации и сетевого взаимодействия основного и дополнительного образования.

В сентябре 2018 года свои двери открыла новая школа в мкр. Кошелев Парк (ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п. Смышляевка м.р.Волжский Самарской области). Школа оснащена передовым оборудованием, современными кабинетами со всем необходимым, робототехническими наборами, устройствами и техникой для реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности. Но при наборе детей в новые технические объединения возникла проблема: дети среднего и старшего школьных возрастов были не особо заинтересованы в таких занятиях. Основная часть всех записавшихся – ребята из начальной школы. Поэтому возникла идея реализовать занятия и образовательные мастер-классы для знакомства детей с актуальными техническими направлениями и для привлечения к занятиям детей старших возрастов. Эта идея реализовалась в виде профильной смены «ТехноМир», которая проходила на базе школы мкр.Кошелев Парк в каникулярное время (с 8 по 12 октября 2018г., так как все школы Волжского района учатся по триместрам).

Цель профильной смены детского технического творчества «ТехноМир» – знакомство учащихся с основными актуальными направлениями научно-технического творчества с дальнейшим привлечением детей к обучению по дополнительным общеразвивающим программам на базе школы.

Задачи:

  1. Создание группы организаторов смены,
  2. Разработка программы детской профильной смены,
  3. Наполнение программы содержанием,
  4. Реализация программы,
  5. Анализ реализации программы.

Была создана рабочая группа, состоящая из педагогов дополнительного образования технической направленности ЦВР. До первого дня занятий прошло 3 собрания членов группы, на первом из которых высказывались идеи, обсуждались направления работы и содержание образовательной части. На втором собрании утверждалась программа и назначались ответственные. Третье собрание – внесение незначительных изменений в программу, проработка массовых мероприятий.

Формат занятий – в виде лагеря дневного пребывания (без питания), 3 часа каждый будний день в течение 5 дней. Такой формат был выбран не случайно: это своего рода  «интенсив», где каждый день будет посвящен одному или нескольким направлениям детского технического творчества.

Для распространения информации о предстоящей профильной смене были опубликованы объявления в группах школы в социальных сетях, были вывешены объявления внутри школы, а также о предстоящем событии было объявлено на общешкольном родительском собрании.

По итогам агитационной программы было зачислено 40 детей (в возрасте от 11 до 16 лет). Все дети были разделены на 2 отряда (по 20 человек в каждом). У каждого отряда были вожатые – ученики 10 класса школы, по два вожатых на каждый отряд.

Учитывая все организационные моменты, можно составить следующий паспорт реализации профильной смены:

 

Профильная смена детского технического творчества «ТехноМир»

Организатор — филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т.Рощинский м.р. Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы» (методист Афанасьева М.С., п.д.о. Корнева И.В., п.д.о. Бутин В.В., п.д.о. Просветов А.А.).

Место проведения — ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т.Смышляевка м.р.Волжский Самарской области.

Сроки – 8.10-12.10.2018 г. (9:00-12:00 ежедневно)

Количество детей – 40

Возраст 11-16 лет

Вожатые: 1 отряд – Гнатюк Е., Абузов М.

2 отряд – Шибанова С., ЧепрасоваЕ.

Разработка программы

Вопрос разработки программы был одним из самых важных на первом собрании организаторской группы. Первое собрание состоялось 21 сентября. Предстояло расписать деятельность на 5 дней.

Первый день – день знакомства ребят друг с другом и с программой на неделю. Было решено начать открытие с всеобщей линейки, на которой прозвучат приветственные слова и произойдет разбиение на отряды. Также многие ребята не были знакомы между собой, поэтому в первый день также нужно было решить вопрос со знакомством со всеми участниками, вожатыми и педагогами. И так как первый день проходил под девизом «Знакомство», то не лишним было бы познакомить всех ребят с содержанием смены при помощи квест-игры, где каждой станции соответствовало одно из направлений технического творчества.

Помимо образовательных мастер-классов, которые педагоги готовили для участников смены, было решено вовлечь ребят в проектную деятельность, которая сопровождала бы их в течение всех 5 дней; а в итоговый день произошла защита проектов, на которой смогли бы присутствовать и родители детей.

Также возникла идея небольшой рубрики «#ЯвТеме», на которой педагоги будут рассказывать детям об основных технических понятиях, с которыми они могут столкнуться в жизни. Например, как работает WiFi и от каких слов произошло это сокращение; как работает 3D принтер и как наши глаза в 3D очках могут видеть объемное изображение. Этой рубрике будет посвящено всего 15 минут в день, но она несет в себе много интересной и полезной информации.

Второй, третий и четвертый день будут состоять из образовательных мастер-классах – занятиях, которые подготовили педагоги и приглашенные специалисты.

Пятый день – подведение итогов смены. В этот день проходит презентация и защита проектных работ перед педагогами и родителями. Также в этот день планируется проведение брейн-ринга – массовое мероприятие со всеми детьми, состоящее из нескольких уровней с вопросами. Все участники отвечают на вопросы внутри своих команд.

Для отслеживания заинтересованности, увлеченности и настроения участников, была разработана рефлексия по итогам каждого дня. По итогам второго собрания рабочей группы, которое прошло 28 сентября, была утверждена программа деятельности.

 

Программа деятельности профильной смены детского технического творчества «ТехноМир»

 

8 октября (понедельник)
Время Название мероприятия Место проведения Ответственные
9:00-9:15 Открытие Холл (около каб.3.1.08, 3.1.09) Корнева И.В.,

Просветов А.А.,

Бутин В.В.

9:15-10:00 Правила по технике безопасности (2-3мин)

 

 

Отрядные дела (игры на знакомство, придумать название отряда, разработка эмблемы лагеря)

1 отряд – каб.3.1.08

2 отряд – каб.3.1.09

 

1 отряд – каб.3.1.08

 

2 отряд – каб.3.1.09

Корнева И.В.,

Просветов А.А.

 

Вожатые 1 отр. (Лиза, Миша)

 

Вожатые 2 отр. (Катя, Сабина)

10:00-11:00 iКвест (игра по станциям) По школе Корнева И.В.,

Просветов А.А.,

Бутин В.В.,

Вожатые ходят с командами

11:00-11:50 Мастер-класс «Мы создаем проекты» 1 отряд – каб.3.1.08

 

2 отряд – каб.3.1.09

Корнева И.В.

 

Бутин В.В.

11:50-12:00 Рефлексия (Хэштеги дня) 1 отряд – каб.3.1.08

 

2 отряд – каб.3.1.09

Вожатые 1 отр. (Лиза, Миша)

 

Вожатые 2 отр. (Катя, Сабина)

9 октября (вторник)
9:00-9:15 «#ЯвТеме» 1 отряд – каб.3.1.08

 

2 отряд – каб.3.1.09

Афанасьева М.С.

 

Корнева И.В.

9:15-10:00 Работа над проектами По командам Вожатые+все педагоги
10:00-10:55

 

10:55-11:50

Мастер-класс «Робототехника1»

 

Мастер-класс «Робототехника2»

1 отряд – каб.3.1.08

 

2 отряд – каб.3.1.09

Корнева И.В.

 

Петрухин Д.П.

11:50-12:00 Рефлексия 1 отряд – каб.3.1.08

 

2 отряд – каб.3.1.09

Вожатые1

 

Вожатые2

10 октября (среда)
9:00-9:15 «#ЯвТеме» 1 отряд – каб.3.1.08

 

2 отряд – каб.3.1.09

Просветов А.А.

 

Корнева И.В.

9:15-10:00 Работа над проектами По командам Вожатые+все педагоги
10:00-10:55

 

10:55-11:50

Мастер-класс «3D моделирование»

 

Мастер-класс «Комп.творчество»

1 отряд – каб.3.1.09

 

2 отряд – каб.кабинет информатики

Просветов А.А.

 

Бутин В.В.

11:50-12:00 Рефлексия 1 отряд – каб.3.1.08

 

2 отряд – каб.3.1.09

Вожатые1

 

Вожатые2

11 октября (четверг)
9:00-9:15 «#ЯвТеме» 1 отряд – каб.3.1.08

 

2 отряд – каб.3.1.09

Просветов А.А.

 

Корнева И.В.

9:15-10:00 Работа над проектами По командам Вожатые+все педагоги
10:00-10:55

 

10:55-11:50

Мастер-класс «Беспилотники»

 

Мастер-класс «Изучение движения робота по различным траекториям»

1 отряд – каб.3.1.09

 

2 отряд – каб. 3.1.08

Просветов А.А.

 

Мемиков И.С.

11:50-12:00 Рефлексия 1 отряд – каб.3.1.08

 

2 отряд – каб.3.1.09

Вожатые1

 

Вожатые2

12 октября (пятница)
9:00-10:30 БрейнРинг Актовый зал Вожатые+все педагоги
10:30-11:30 Защита проектов Актовый зал Вожатые+все педагоги
11:30-12:00 Подведение итогов БрейнРинга.

Закрытие смены

Актовый зал Вожатые+все педагоги

 

 

Наполнение и реализация программы

Разбиение на отряды происходило с учетом критерия возраста и пола детей так, чтобы отряды получились более-менее равнозначными. На линейке, посвященной открытию, все участники получили памятные браслеты с логотипом «ТехноМир». По итогам линейки педагоги провели для ребят инструктаж по технике безопасности. Далее ребята занялись отрядными делами под руководством своих вожатых. Также в первый день участников ждали мастер-классы по проектной деятельности, где ребята узнали, что такое проект, как составлять проекты и из каких основных этапов он состоит. По итогам мастер-класса всем участникам, разделенным на группы по 4-5 человек, предстояло вытянуть жребий, в котором было написано всего одно слова – сфера деятельности (СПОРТ, ЭКОЛОГИЯ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, КОСМОС, МЕДИЦИНА, АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ШКОЛА). Перед каждой группой детей стояли следующие задачи: проанализировать полученную сферу деятельности на наличие проблем, выбрать одну или несколько проблем, предложить решение выбранной проблемы с помощью технической направленности, оформить решение в проект. Для работы над этим проектом в каждый последующий день было выделено определенное время. Ребята собирались группами, обсуждали свой проект, а педагоги консультировали группы, отвечали на вопросы, помогали в выборе инструмента реализации.

Игра по станциям «iКвест» — первое массовое мероприятие со всеми участниками. На всей территории школы были размещены 6 станций. Станции обозначались QR кодами, команда получала маршрутный лист с QR кодом, который приведет их на первую станции. Выполняя задание на каждой станции, команда получала слово. Все слова нужно было вписать в маршрутный лист. После того, как все станции будут успешно пройдены, можно будет расшифровать ключевое слово. И та команда, которая первая справляется с этим заданием, становится победителем (Приложении 1).

Информационная рубрика «#ЯвТеме» каждый день была разнообразной и интересной. Ответственными за ежедневную рубрику были педагоги ЦВР (Приложение 2).

За актуальные направления детского технического творчества были взяты робототехника, 3D моделирование и прототипирование, беспилотные летательные аппараты, программирование и компьютерная анимация. Благодаря социальным партнерам ЦВР, были проведены образовательные мастер-классы тех направлений, которые не представлены в школе и в дополнительных общеобразовательных программах. Мария Сергеевна Бланкина (педагог дополнительного образования «Кванториум-63 регион») подготовила занятие по беспилотным летательным аппаратам. А Илья Сергеевич Мемиков (СЮТ с.Кинель-Черкассы) подготовил мастер-класс по соревновательной робототехнике с использованием наборов Lego.

Каждый мастер-класс был практико-ориентированным. Ребята узнали не только много полезной информации, но и попробовали полученные знания сразу в практических заданиях.

Каждый день все участники проходили рефлексию, что позволяло организаторам оценить заинтересованность и настроение каждого ребенка по итогам дня. Рефлексия называлась «Хэштег дня». Она представляла собой следующее: каждый участник в конце дня записывает слово или словосочетание на одном ватмане (один ватман на отряд). В этом слове должно отражаться его настроение, а также то, что больше всего запомнилось за день. По итогам каждого дня ватманы с так называемыми «хэштегами» анализировались педагогами и организаторами.

В заключительный день смены участники заканчивали свои проекты, готовили свои презентации. Также в этот день их ждала игра в формате брейн-ринга. Команды, которые занимались проектами, боролись за звание знатока друг с другом. Брейн-ринг  состоял из 7 разных уровней, в каждом уровне 7 вопросов, которые показывались участникам друг за другом по очереди. После показа последнего 7го вопроса, у всех команд была ровно минута, чтобы ответить на все вопросы уровня и сдать бланк с ответами. (Приложение 3).

Участники и организаторы смены остались довольны прошедшими мероприятиями (Приложение 4). Была получена обратная связь от родителей детей. Они выражали свою благодарность, а также высказывали свои пожелания о постоянной профильной смене в каникулярное время. Ребята записывались в новые технические объединения, которые ЦВР представляет на базе школы. Таким образом, поставленные задачи выполнены.

 

Список используемой литературы

  1. Стратегия развития технической направленности, Афанасьева М.С., Рябков В.В., 2018 г.,
  2. Портал Детского технического творчества «Техносфера» http://tehnosfera.68edu.ru/