Воспитание уважения у обучающихся к народным обычаям и духовным традициям в процессе изучения календарных праздников

Тема выступления: Воспитание уважения у обучающихся к народным обычаям и духовным традициям в процессе изучения календарных  праздников.

Ф.И.О.: Вагина Юлия Михайловна, старший методист 1 квалификационной категории

Место работы: Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области «ЦВР»

Актуальность. В жизни современного общества проблема национального самосознания, воспитания подрастающего поколения стоит очень остро, так как именно нашим детям предстоит стать эталоном патриотизма, уважения, любви  к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств. Этого не может быть без знаний традиций, обычаев и обрядов русского народа, которые  изучаются на занятиях в фольклорных коллективах.

Данный проект направлен на привлечение детей к изучению народных традиций в доступной для них форме — народных игр, песен, закличек, хороводов.

 Рекомендовано для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

Проводился на базе ГБОУ СОШ с. Воскресенка и Филиале «ЦВР» (участники  проекта – фольклорное объединения «Потешки», ансамбль «Ложкари», фольклорный  ансамбли «Красная горка» и  «Желанушка».

Цель проекта: возрождение традиций и обрядов русского народа в процессе изучения календарных праздников.

Задачи:

Обучающая: знакомство со старинными традициями русского народного календарного года, с образцами фольклора.

Развивающая: развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере, участие в обрядовых действиях, играх. Развитие творческих способностей детей. Активизация художественной фантазии и воображения.

Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору и обрядам, уважения к народным обычаям, приобщение к старинным календарным традициям.

Практическая значимость: разработанный проект может быть использован в работе воспитателей, педагогов различных образовательных учреждениях.

Этапы осуществления проекта:

  1. Подготовительный период. Разучивание истории календарных праздников, игр, песен и движения в хороводах в каждом объединении отдельно. Цикл занятий по изучению народных традиций на базе детского сада г.п. Смышляевка.
  2. Основная часть:

Совместная работа на  базе ГБОУ СОШ с. Воскресенка были проведены 2 занятия – практикума «Народные православные праздники: Рождество, Вербное воскресение, Пасха» «От Рождества до Масленицы»

 На этих «Посиделках» встречаются дети из разных коллективов, расположенных на базе разных школ. Здесь ребята учатся друг у друга и педагогов, делясь приобретёнными и вновь полученными знаниями.

1 практикум январь 2015 года — Беседа об основных православных праздниках – Рождестве, Вербном воскресении, Пасхе. Разучивание с детьми истории, обрядов, традиций этих календарных праздников. Просмотр презентации. Видео просмотр театрализованного представления объединения «Фантазёры» Филиала «ЦВР» «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…». Прослушивание видеозаписи игры на народных инструментах в исполнении Ансамбля «Ложкари», практические игры «Вербохлёст», «Катание яиц», «Долба – долба», разучивание присказок «Верба красна …», частушек, пословиц, изготовление совместно с детьми на мастер – классе подставок для яиц из бросового материала.

2 практикум февраль 2016 г Повторение обрядов и традиций «Рождества», разучивание основных традиций: названия дней масленичной недели, игрищ и гуляний,  традиция сжигать чучело масленицы – провожать зиму, обозначение масленичных символов, значение прощёного воскресения.

Данный проект продолжается. Планируется в апреле провести заключительное в этом учебном году занятие «Весенние календарные праздники». Изучения  праздника «Жаворонков» — традиции печь птичек и укладывать их в куриные  гнёзда, гадать по вложенным в птичек предметам. Праздник «Благовест», когда отпускаются на волю птицы. Изучение детьми названий месяцеслова. Погодных примет. Пословиц и поговорок.

Игры «Ручеёк», «Скворцы и кошка», «Заря-заряница».

Параллельно проведению таких занятий ведётся работа с родителями – это совместные праздники «Масленичные гуляния»,  «Весёлая ярмарка», на которых родителям даётся информация о проблемах формирования духовной культуры и необходимости приобщения детей к изучению народных традиций для дальнейшей совместной работы в данном направлении.

В результате выяснилось, что у большинства участников данного проекта появилось устойчивое положительное отношение к истории своего народа, уважение к истокам, гордость за своё Отечество. Дети стали лучше представлять, как жили русские люди, как работали и отдыхали. Что их радовало, что тревожило. Какие в старину соблюдались обычаи  и традиции, чем люди тогда украшали свой быт, о чём мечтали.

Вывод: В начале данного проекта участники были немного «зажаты», большую роль брали на себя педагоги, а в процессе общения и практических совместных занятий учащиеся стали проявлять больший интерес к изучению народных обрядов, игр, песен. Учащиеся среднего возраста стали самостоятельно проводить игры, привлекая детей младшего возраста. Дети с удовольствием играли, пели, водили хороводы, изготавливали поделки на мастер – классах. У большинства из них сформировались основные знания календарных народных праздников и появился мотив для более углубленного изучения. Значит, мы  постарались восстановить связь времён и посеять зерно доброты и патриотизма в подрастающем поколении.

Литература

  1. Бердникова Н.В. Весёлая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3- 10 лет. Ярославль. 2005.
  2. Михайлова М.А.  А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. Ярославль. 2005.
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991. С. 118 – 211, 459-464
  4. Пашнина В.М. А у нас — перепляс! Фольклорные праздники для 1 — 4 классов. Ярославль 2005.
  5. Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. 3 класс. М., 2003.