Филиал
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр»
п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский
Самарской области «Центр внешкольной работы»
Тема: «Как весёлые человечки учили дорожную азбуку»
(проект)
Авторы — разработчики: педагог дополнительного образования
Богданова Марианна Валентиновна,
старший методист Вагина Юлия Михайловна
П. г.т. Стройкерамика, 2016 год
Проект «Как весёлые человечки учили дорожную азбуку» разработали и опробировали педагоги дополнительного образования Богданова Марианна Валентиновна и Вагина Юлия Михайловна.
Место проведения проекта: Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы» и СП ГБОУ СОШ «ОЦ» № 1 п.г.т. Стройкерамика «Детский сад «Солнышко».
Время реализации проекта: 1 год – осень – весна.
Цель проекта: внедрение в образовательный процесс мультимедийных технологий для формирования у детей знаний о правилах дорожного движения и практического применения их в жизни.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с правилами дорожного движения, дорожными знаками и закрепить полученные знания с помощью просмотра мультимедийной презентации.
- Сформировать необходимость использования средств индивидуальной защиты при катании на велосипеде, роликах, самокате и практические навыки оказания первой помощи при падении с них.
- Воспитывать чувство ответственности за безопасность на дорогах.
Обоснование актуальности и практической значимости.
В настоящее время профилактика дорожно – транспортного травматизма очень актуальна. К сожалению, с наступлением учебного года забот у сотрудников ГИБДД прибавляется. Причина тому – юные велосипедисты, которые хотят почувствовать себя полноправными участниками дорожного движения. Но в погоне за самостоятельностью и «взрослостью» часто пренебрегают элементарными правилами безопасности. И последствия могут быть самые плачевные…
Статистика говорит о том, что наибольшая часть наездов на велосипедистов случается с 12 до 15 часов, а каждый второй пострадавший – в возрасте от 11 до 13 лет. Из ста детей — велосипедистов, попавших в дорожные происшествия, погибают более десяти, многие остаются инвалидами. А ведь большинства таких ситуаций можно было бы избежать, если знать правила безопасного поведения на дороге и за рулём велосипеда.
Начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста и активно продолжать в начальном школьном возрасте. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста новые знания они лучше усваивают в игровой форме. Особое значение отводится игре, ведь она не только помогает воспитывать, но и обучает, и развивает, так как в этом возрасте для детей игра – один из основных видов деятельности.
Данный проект рассчитан на обучающихся в возрасте 6 — 10 лет. Время проведения: 30-40 мин. Участники: 13 обучающихся (2 класс) театральных коллективов «Фантазёры» и «Театральная фантазия» — артисты и зрители — ребята детского сада «Солнышко» — 65 детей и учащиеся 1 – 3 классов Филиала «ЦВР» — 70 детей.
Материалы и оборудование: мульмедийная презентация «Ты и дорога»
(проектор), музыкальное оформление (магнитофон, колонки, флеш-карта), иллюстрации из журналов, книг, дорожные знаки, мольберт, изображение зебры (на листе ватмана), надписи: «Осторожно, дорожные работы», «Школа дорожных наук», ширма, театральные костюмы Незнайки, Буратино, Дюймовочки, Карандаша, доктора Пилюлькина, Светофорика, жезл, синие пилотки – 8 штук, детский велосипед, самокат, средства индивидуальной защиты (шлем, наколенники, налокотники, перчатки), аптечка велосипедиста.
Содержание: В ходе проекта участникам демонстрируется мультимедийная презентация «Ты и дорога», из которой дети в интересной для них форме узнают о правилах дорожного движения. Ребята слушают и одновременно видят всё на экране — задействованы зрительные и слуховые способы передачи информации. Ведь дети младшего возраста тем лучше воспринимают новую для них информацию, чем разнообразнее формы её подачи.
Затем участники проекта – артисты проводят агитбригаду, в которой зрители знакомятся с весёлыми человечками, попавшими в большой город. Во время театрализованного представления зрители узнают об опасностях большого города, таящихся для пешехода, разучивают в доступной форме дорожные знаки и правила, подпевают знакомые мелодии, играют в игры «Разрешается – запрещается», «Красный, жёлтый, зелёный».
В конце представления зрители отвечают на вопросы викторины, а правильный ответ демонстрируется на экране.
Основная идея инновации – воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста правилам безопасного движения на дорогах, закрепление полученного материала с использованием мультимедийных средств. Использование мультимедийных технологий позволяет детям ознакомиться с новым материалом в более интересной для них форме.
Ожидаемые результаты:
Применение мультимедийного оборудования на занятиях позволит:
— заинтересовать обучающихся в необходимости знаний правил безопасности на дорогах;
— сформировать слуховое и зрительное внимание.
У детей будут сформированы учебные универсальные действия:
Коммуникативные – формирование положительного эмоционального отношения к театральному искусству, овладение навыками коллективной игры.
Регулятивные – развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.
Познавательные – усвоение новой информации, активизация продуктивного воображения, понимание информации, представленной в форме слайдов, продуктивное осуществление самоконтроля выполняемых игровых действий.
Личностные – формирование эмоционально – ценностного отношения к процессу игры и театрализованной деятельности, устойчивого стремления к познанию нового.
Преимущества данного проекта: доступность, минимальные финансовые затраты.
Результаты: В начале проекта (октябрь 2016 года) из 135 участников были знакомы с основными правилами безопасности на дорогах и правилами вождения велосипеда лишь 50 % детей – 32 ребёнка дошкольного возраста (в основном подготовительная группа) и 40 человек 1-3 классов, более 57 % детей. После проведения проекта были опрошены дети, участвовавшие в нём. Уже более 70 % детей дошкольников и более 85 % учащихся начальной школы ответили правильно на все вопросы. Улучшились знания дорожных знаков и правила безопасности на дорогах. Дети запомнили, что должно находиться в аптечке велосипедиста и как правильно оказать первую медицинскую помощь при травмах.
Самое главное, дети были заинтересованы увиденной и услышанной информацией, поняли важность правильного поведения на улицах и дорогах – сохранение жизни и здоровья своей и окружающих людей.
Родители и воспитатели с благодарностью отзывались о проведении данного проекта, осознавая его необходимость и актуальность.
В перспективе с данным проектом мы планируем весной 2017 года – (март – май) посетить ещё три детских сада п.г.т. Стройкерамика – «Колокольчик», «Радуга» и «Звёздочка». С охватом ещё около 150 детей.
Используемая литература.
1.Извекова Н.А. Правила дорожного движения, учебное пособие для 3 класса, М.: Просвещение, 1984.
- Кумейко А.А. Песенка весёлых человечков. Начальная школа. М.: Просвещение, Журнал № 2 , 2002.
- Путешествие на зелёный свет или Школа юного пешехода. В лето – на велосипеде. Пособие по правилам безопасности для младшего школьного возраста. М.: Изд-во «Кедр», № 6, 2014.
- Радзиевская Л.И. Ты и дорога. Серия Азбука безопасности для дошк. и мл. школьного возраста. М.: Изд-во «Оникс», 2009 .
Приложение № 1 Сценарий.
Показ презентации «Ты и дорога»
Голос за кадром: В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Им никогда не сиделось на месте: они летали на воздушных шарах, передвигались на различных видах транспорта собственного изобретения, бегали, прыгали и очень любили распевать песенки. Но, однажды, Буратино, побывал в большом городе. Там он увидел много нового и интересно. А что случилось дальше, вы сейчас увидите.
Звучит песня группы «Барбарики» «Дружба»
(Выходят на сцену Карандаш, Дюймовочка и Буратино).
Карандаш: Что случилось?
Дюймовочка: Где ты пропадал?
Буратино: (задрав нос, рассказывает, все удивляются). Я подружился со Светофориком! Он такой большой. У него три глаза. А ещё я видел зебру и подземную дорогу!
(Выбегает Незнайка)
Незнайка: Тоже хочу посмотреть!
Дюймовочка: (робко) Пожалуйста, Буратино, покажи нам дорогу в город!
Буратино: Проще простого! Кто хочет, идите за мной!
Автор: И, вот, весёлые человечки на улицах большого города…
(Звук Шум города»).
Дюймовочка: Ах, как страшно!
Незнайка: Смелее, вперёд! Подумаешь, испугались!
Автор: Незнайка зашагал через улицу. А за ним Карандаш и Дюймовочка. Не успели они дойти до середины улицы, что – то заскрипело, загудело.
(Звук Гудок машины).
Автор: Весёлые человечки в страхе бросились врассыпную…
Буратино: (закричал) Вспомните, о чём я вам рассказывал.
(Звук Шум города).
Автор: Но его никто не слышал, потому что большого города очень шумно!
(Буратино увидел стоящий у обочины самокат).
Буратино: Наверное, его тут оставил наш мастер Самоделкин. (Вскочил на самокат и поехал.)
(Звучит «Песенка Кота Леопольда» «Кручу педали»)
(Из – за ширмы выезжает велосипедист в шлеме, наколенниках, налокотниках, перчатках, на спине рюкзак с нарисованными маками).
Автор: Дюймовочка испугавшись, чуть не плача, увидела красивые цветы, которые она больше всего на свете любила. Цветы быстро удалялись и она едва успела прыгнуть на лепесток алого мака.
Дюймовочка (присев на багажник и вздохнув): Кажется, я теперь в безопасности. (Велосипедист увозит Дюймовочку за дверь)
(Вывеска «Осторожно, дорожные работы!», звук отбойного молотка)
Автор: Незнайка, увидев большую яму, ринулся в неё.
Автор: (грозным голосом): Ты куда? Тебе что здесь нужно?
Незнайка:
Попав в большой и шумный город
Я растерялся, я пропал.
Не знаю знаков светофора,
Я чуть под скутер не попал!
Кругом мопеды и трамваи,
То вдруг автобус по пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Мне нужна подземная безопасная улица.
Автор: (уже подобревшим голосом) Э! Да ты видно, заблудился? Эта улица рядом!
Автор: Вдруг Незнайка увидел, что по дороге быстро едет велосипедист. Мальчик не заметил вовремя большого камня на своём пути, не успел вовремя свернуть и растерявшись упал с велосипеда. Незнайка успел только ахнуть. Мальчик потирал ушибленное колено. Незнайка не знал, как ему помочь и побежал к доктору Пилюлькину.
Звучит музыка из м/ф «Приключения Незнайки»
(Пилюлькин сидит за столом и что – то пишет).
Незнайка: Доктор, скорее на помощь!
Пилюлькин: Что случилось?
Незнайка: Я растерялся, я пропал!
Не знаю, как помочь ребёнку,
Который с велика упал!
Доктор: Чтобы кататься на велосипеде, мало знать правила дорожной безопасности, ещё нужно уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Самая частая травма велосипедиста – ссадины, при этом обычно рана загрязнена пылью, микробами. Прежде всего нужно отмыть рану от грязи струёй мыльной воды или слабым раствором перманганата калия.
Незнайка: Какого гоната?
Пилюлькин: Перманганата калия. Это марганцовка! Кожу вокруг ранки нужно обработать йодом или зелёнкой, а затем наложить марлевую повязку.
Незнайка: А если разобьёшь нос и пойдёт кровь?
Пилюлькин: Чтобы остановить кровотечение из носа, нужно усадить пострадавшего, наклонить его голову вперёд и приложить холод к переносице.
Незнайка: Дорогой доктор, а где же найти это всё на улице?
Пилюлькин: Правильный вопрос, очень важно при себе иметь маленькую аптечку. А ёще бутылочку питьевой воды и бактерицидные салфетки.
Незнайка: Отлично, спасибо, я всё понял! И побежал в аптеку.
(Появляется Карандаш)
Карандаш: (растерянно). Спокойно. Помнится, Буратино говорил, что безопасно переходить по какой – то зебре (начинает её рисовать носом).
(На мольберте прикреплена нарисованная зебра).
Карандаш: (показывая на зебру) Вот- так! (убегает).
Звучит песня В. Леонтьева «Все бегут…»
(Появляется Светофорик)
Светофорик: Ай! Ай! Ай! Скорее на помощь! Стыдно не знать правила дорожного движения! Я немедленно разыщу весёлых человечков и отведу их в Школу пешеходных наук.
(Весёлые человечки собираются около автора)
Автор: (гладя их по голове) Как хорошо, что с вами ничего не случилось! Вы хотите, посмотрев по сторонам, узнать, о чём говорит улица, разузнать знаки, которые встречаются на пути? Тогда внимательно смотрите и слушайте!
Весёлые человечки садятся за парту, «Школа пешеходных наук»).
Светофорик: «Вот и снова я, друзья! Без меня никак нельзя
Происходят столкновенья, нет порядка у движенья!
Снова я на мостовой, ваш трехцветный постовой,
Укажу вам верный путь, ты про это не забудь!»
Если густ поток машин, ты постой и подожди.
Светофора глаз зеленый загорелся — ты иди.
Если свет начнет мигать, лучше время переждать.
Желтый — красный — не годится, нужно просто подождать.
Звучит песня «Крутой поворот» гр. «Машина времени»
(Выходят 1 и 2 участники команды в синих пилотках, становятся около ширмы, на которой прикреплены дорожные знаки).
1 участник: Да, важен светофор, однако
Один он, без дорожный знаков.
Не сможет справиться никак.
Да-да, любой дорожный знак
Нам информацию дает,
Что впереди, друзья, нас ждет! ( Показывает на светофор)
2 участник: Самый малый знак дорожный
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый знак!
1 участник: Говорит мне мой сосед:
– Есть ли есть велосипед,
Где захочешь, там кати,
Знай, педалями крути!
2 участник: Нет, приятель, всё не так!
Я скажу тебе, чудак,
Коротко и ясно:
Только там, где этот знак,
Ездить безопасно! (Показывает знак «Велосипедная дорожка»)
(Выходят 3 и 4 участники команды в синих пилотках)
3 участник: У моей соседки Лены
Очень добрый старый дед.
Подарил ей в День рождения
Новенький велосипед.
4 участник: Лена, Леночка, внимание!
Впереди запретный знак! (Показывает знак «Движение на велосипедах запрещено»
В наши годы на дорогу
Выезжать нельзя никак!
Автор: Шлем, наколенники, налокотники, перчатки – средства индивидуальной защиты. Этим убережётесь от серьёзных травм при падении!
Исполнение Песни дорожных знаков (на мотив «Если с другом вышел в путь»)
1.Если знаки твёрдо знать
И уметь по ним читать,
Скажем без сомненья,
Чтоб беды всем избежать,
Нужно помнить нам и знать
Правила движенья!
- Вот ещё один совет:
До 14 лет
Водить велосипед нельзя
По проезжему пути,
Не рискуй и не шути.
Запомните совет, друзья!
(Весёлые человечки подпевают и хлопают) Ла – ла- ла –ла- ла – ла – ла- ла – ла – ла – ла.
3 и 4 участник вместе: Выучив таблицу умножения, не забудь про правила движения.
Если знаки нас предупреждают, значит, нас они оберегают.
Светофорчик: Тебе подарили ролики? У тебя есть скейтборд и ты обожаешь выделывать на нём ранние трюки? Тогда запомни! На роликах и скейтборде кататься по тротуарам нельзя! Катайся в парке, во дворе или на специальной площадке. Скутер – это не игрушка, а полноценное транспортное средство. Любое столкновение с машиной для вас может закончиться падением и травмами, а для автомобиля – всего лишь испугом.
Звучит песня «Крутой поворот» гр. «Машина времени»
(Выходят 5 и 6 участники команды в синих пилотках)
5 участник: Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины
Мы спустились в переход
Там хозяин — ПЕШЕХОД! (Показывает знак «Пешеходный переход»)
6 участник: Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то
Все мы правильно ответим
Знак гласит, что это — «ДЕТИ»! (Показывает на знак)
5 участник: Предупреждает этот знак,
Что у дороги есть зигзаг
И впереди машину ждет
Крутой, «ОПАСНЫЙ ПОВОРОТ»! (Показывает на знак)
6 участник: Почему машины встали?
Почему проезд закрыт?
Всю дорогу раскопали,
Даже тротуар разрыт.
Добавляет всем заботы
Знак «ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ» (Показывает на знак)
1 участник: Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу?
Даже в голове кружение —
«КРУГОВОЕ ЗДЕСЬ ДВИЖЕНЬЕ» (Показывает на знак)
2 участник: В голубом иду я круге
И понятно всей округе,
Если вдуматься немножко,
Здесь «ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА» (Показывает на знак)
Светофорик: «Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят,
Ведь знают все, что правила едины
Для взрослых пешеходов и ребят!
Я всё время на посту
Управляю я движеньем
И к движенью мой призыв: «Относитесь с уважением»!
Все вместе: На мотив песни («Елочка, ёлка лесной аромат…»)
1.Город, в котором с тобою живём.
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок (2 раза)
- Вот она, азбука – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда — помни всегда!
Все вместе: НЕ страшна тому дорога, кто внимателен с порога!
Проведение викторины для зрителей.
Приложение № 2 Фотоотчёт
Филиал «ЦВР»
Выступление агитбригады для 1-3 классов
Показ презентации «Ты и дорога»
Доктор Пилюлькин учит Незнайку и зрителей правилам оказания первой медицинской помощи при травмах, полученных в результате падения с велосипеда.
Светофорик приглашает весёлых человечков в «Школу пешеходных наук», где они вместе со зрителями учатся правилам безопасности на дорогах
Проведение викторины и игр «Разрешается – запрещается», «Красный, жёлтый, зелёный»
Наша команда — ребята 2 класса из театральных объединений «Фантазёры» и «Театральная фантазия»