Знакомство с театром детей дошкольного и младшего школьного возрастов

Знакомство с театром детей дошкольного и младшего школьного возрастов (Скачать .doc)

Презентация к работе (Скачать .ppt)

Вагина Юлия Михайловна

ЗНАКОМСТВО С ТЕАТРОМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Россия, Самарская область,

п.г.т. Стройкерамика

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области

«Центр внешкольной работы»

Чтобы вырастить эстетически воспитанного человека необходимо прививать у него любовь к прекрасному с раннего детства. Поэтому знакомство с таким видом искусства, как театр, актуально в дошкольном и начальном школьном воспитании. Возрастные особенности дошкольников и младших школьников  требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены. Я считаю использование компьютерных технологий на занятии  инновацией.

В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. В настоящее время в дошкольных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений. Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инновационная деятельность не может существовать и развиваться стихийно, она требует специальной, поэтапной и систематической организации.

Я стараюсь изучить и применять в своей работе новые приемы и методы воспитания и обучения детей. Например, такие , как занятия с использованием компьютера.

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание.

Поэтому основой учебного занятия стала презентация о театре и видах театрального искусства  для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Поэтому начинать период социализации ребёнка необходимо именно в дошкольном возрасте и продолжать в начальной школе.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация — это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. «Овладение наукой жизни — основная потребность ребенка, которую она стремится удовлетворить. Это требует от него умение не только выживать сиюминутных условий окружающей среды, но и жить в полную силу, реализовать свой потенциал, достигать согласия с окружающим, находить свое соразмерные место в противоречивом мире» (А.Л. Кононко).

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации детей в  группе детского сада, в школе,   которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающей его миром. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей.

Данное занятие ориентировано на ознакомление с основными театральными понятиями и видами театров. Оно позволяет развивать социально творческую личность ребёнка, оптимизировать процесс развитие эстетических чувств и восприятия прекрасного.

 

Цель  занятия:

Ознакомление с устройством театра и видами театров.

 Задачи:

  1. Познакомить детей с театром и различными видами и жанрами театрального искусства, с творчеством известных деятелей культуры и искусства;
  2. Возбудить у них потребность в общении с красотой и друг с другом;
  3. Вызвать интерес у дошкольников к театральной деятельности;
  4. Развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у дошкольников и младших школьников.

 

Основные понятия:

ТЕАТРАЛЬНОЕ ФОЙЕ.

Вы открываете дверь театра, раздеваетесь в гардеробе и проходите в зал, на стенах которого развешаны портреты актёров и фотографии сцен из спектаклей. Это – театральное фойе. Здесь можно познакомиться  с историей театра и творчеством артистов.

ЗРИТЕЛЬ.

 Слышится звонок, напоминающий, что пора занимать места в зрительном зале. Зритель наблюдает за тем, что происходит на сцене, сопереживает- аплодирует, смеётся, плачет, настороженно молчит.

ОРКЕСТР.

Занавес закрыт. Музыканты настраивают инструменты. Они располагаются в пространстве между сценой и зрительным залом. Это – оркестровая яма. Оркестр от греческого слова «орхестра» — группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах. Бывают симфонические, духовые, оркестры народных инструментов.

ДЕКОРАЦИИ.

 Звенит третий звонок. Гаснет свет, звучит негромкая музыка (увертюра)  и занавес медленно и торжественно поднимается. Вы видите сцену и на ней декорации – оформление сцены, выполненное художниками – декораторами. Ведь и деревья в лесу, и пышный снег, так похожие на настоящие, созданы ими.

АКТЁРЫ.

Актёры исполняют роли, создавая на сцене определённые образы. Актёр как бы превращается в своего героя, «перевоплощается».

А помогают ему перевоплотиться в своего героя  грим и театральные костюмы. Художников, которые создают костюмы называют  костюмерами, а тех, кто наносит грим – гримёр.

ДРАМАТУРГ.

Писателя, который создаёт пьесы для театра, называют драматургом.

Один из гениальных английских драматургов – Уильям Шекспир. Он написал около 40 исторических пьес, трагедий и комедий.

СКОМОРОХИ.

В России возникновение театра связано с играми, обрядами. хороводами. Сначала у актёров не было своего здания и они показывали свои представления во время ярмарок на площадях, в балаганах и деревянных сараях. Бродячих актёров называли скоморохами.

ПЕРВЫЙ ТЕАТР В РОССИИ.

Самый первый театр в России был создан актёром Фёдором Волковым в   г. Ярославле. Самый известные в мире русские драматурги Антон Павлович Чехов, Александр Николаевич Островский.

ТЕАТР КУКОЛ.

 Впервые театр кукол появился в Древнем Риме, позднее  — в Италии. Главный герой итальянского театра кукол – Пульчинелла. В России главным героем кукольных представлений стал смешной Петрушка.

Это перчаточные куклы, которые надеваются на руку актёра.

КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ.

 В Японии и Китае используются в кукольных спектаклях куклы- марионетки, которые подвешиваются и двигаются с помощью нитей.

Ещё есть тростевые куклы. Актёры, находящиеся за ширмой, управляют ими с помощью тростей (прямых тонких палок).

ПЕРВЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР В РОССИИ.

Замечательный кукольный театр в России создал актёр, драматург и режиссёр Сергей Образцов. Режиссёр выбирает пьесу, вместе с художниками решает. Какими должны быть костюмы и декорации. Это главный человек в театре. Антракт – перерыв между актами или действиями спектакля.

НЕМНОГО О ТЕАТРЕ…

  • Бутафория – предметы, употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих – мебель, оружие, украшения и т.д.
  • Водевиль – лёгкая комедийная пьеса.
  • Драма – серьёзная пьеса о судьбе человека или людей.
  • Комедия — драматическое произведение с весёлым сюжетом и смешным концом.
  • Пьеса – драматическое произведение для театрального представления.
  • Репетиция – повторение, во время которого режиссёр и актёры читают пьесу, обсуждают рисунок роли, образы действующих лиц.
  • Сцена – специальная площадка, на которой происходят представления.
  • Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряжённую ситуацию.

            ЛИТЕРАТУРА:

1.Ю. Алянский Азбука театра. Ленинград. Дет. лит.1990

  1. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac133.htm