Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области
«Центр внешкольной работы»
Тема:
«Методическое сопровождение деятельности педагогов дополнительного образования художественной направленности по нравственному воспитанию подростков средствами киноискусства».
Автор: Вагина Юлия Михайловна,
старший методист
отдела эстетического воспитания
Самара, 2014 г.
Актуальность проблемы.
В настоящее время количество аморальных поступков, совершаемых подростками, увеличивается. По данным МВД количество подростковой преступности за год в среднем увеличивается на 8%. Из 155 тысяч преступлений 55 тысяч попадают под действие «Уголовного кодекса». В связи с этим нравственное воспитание подрастающего поколения может быть определено как одно из ведущих направлений воспитания учреждений дополнительного образования и школы, а в отделе эстетического воспитания говорить о воспитании и работать в этом направлении просто необходимо.
Процесс обучения в школе, как в образовательно – воспитательном учреждении создаёт возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно — практической деятельности и спорта. Школа, как институт социализации, всё больше уделяет время на накопление знаний, умений, навыков и всё меньше на нравственное воспитание подрастающего поколения. Следствием этого является отсутствие у некоторых подростков ориентации на нравственные ценности, недостаточность знаний о нравственности и морали, отсутствие контроля со стороны взрослых на сознание и поведение подростков.
Исходя из вышесказанного, привитие нравственных ценностей необходимо на занятиях с детьми и в школе, и во внеурочное время, на занятиях объединениях «Центра внешкольной работы», так как воспитывая в ребёнке уважение, честь, любовь, совесть, справедливость, добро, мы создаём в нём нравственный идеал, к которому он должен стремиться.
Проблемы нравственного воспитания были рассмотрены в работах А.А. Гусейнова, Н.И. Бердяева, Ю.А. Шредора, П.А. Гуревича, которые рассматривали проблему нравственного воспитания как процесс формирования у ребёнка нравственных качеств через приобщение к духовным ценностям народа, отечественной культуры (произведениям русских классиков – Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского. А.А. Блока, А.С. Пушкина).
Сейчас подростки мало читают, поэтому воздействие на их воспитание посредством киноискусства, как одним из видов искусства в целом, актуально!
Киноискусство является одним из важнейших средств воздействия на сознание человека, формирование в сознании идеалов и образов поведения в обществе.
В настоящее время «минус» средств массовой информации, в том числе и художественного кинематографа, в снижении уровня этичности подаваемой информации. Немаловажную роль в этом сыграл «Интернет», став великим накопителем информации. Он оказал возможность свободного доступа подростков к неэтичной информации, которую невозможно подчас проконтролировать взрослым.
Кинематограф, телевидение, видео (по форме восприятия называемые экранными видами искусства, а по содержанию – медиатекстами) в наше время обретают особое значение в решении задач воспитания и образования. В начале нового века происходит трансформация культуры: бурное развитие электронных технологий, появление обучающих программ в технологиях мультимедиа, широкое внедрение интерактивных систем обучения и потока аудиавизуальной информации (от массовой кино, теле, видеопродукции до электронных сетей), что оказывает не только положительное влияние на подрастающее поколение.
По данным статистики на сегодняшний день более 60 % подростков после занятий в школе проводят около телевизора и компьютера, айподов и айфонов минимум 2 часа в день, остальные 40 % — более 2 часов. Причём большинство просматриваемых фильмов из перечисленных подростками относятся к разряду триллеров, ужастиков, драм, боевиков, где много насилия и жестокости, что явно неблаготворно влияет на психическое развитие личности подростков.
Поэтому проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из актуальных на современном этапе развития детей в объединениях отдела эстетического воспитания.
Основная часть.
Цель проекта: нравственное воспитание подростков и привитие у них нравственной культуры средствами киноискусства.
Задачи проекта:
- Формирование знаний о культуре поведения в разных социальных группах, нравственности, морали, этикете, этике, об основных общечеловеческих ценностях (общественных запретах, дружбе, преданности, чести, любви, справедливости, совести, вежливости, уважении и т.д.)
- Формирование социально значимых качеств – ответственности.
- Формирование умений: соблюдать моральные и нравственные нормы ( уважать человека, быть честным, справедливым).
- Определение ценностных ориентаций подростков.
- Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.
Эти задачи отражают стороны вхождения ребёнка в общество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам. В то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции.
Отсюда вытекает необходимость создания для детей условий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций воспитания.
Экспериментальная база исследования: подростки (6-9 классы), обучающихся в объединениях отдела эстетического воспитания.
Практическая значимость: разработанная программа может быть использована в работе социальных педагогов, психологов, педагогов, как в школе, так и в других образовательных учреждениях.
Важность подросткового возраста определяется тем, что в нём закладываются основы и общие направления, формирование моральных и социальных установок личности. Поэтому подросток должен знать нравственные и моральные нормы поведения и понимать, что такое нравственность и мораль, а также «вести» себя в соответствии с этими нормами.
В разных странах этика, мораль принимали различные формы и различные интерпретации. Так, в России больше всего прижилось определение «нравственность»
Из словаря Ожегова С.И. – «нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
«Нравственное воспитание (этическая воспитанность, ценностное миропонимание) – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культуры отношений и общения в условиях здорового детского коллектива» — Шрейдер Ю.А. «Этика»
«Нравственная культура – важнейшая составляющая процесса становления личности человека, так как жизнь человека и нравственность — органически взаимосвязаны. Нравственная культура – включает в себя морально – нравственные ценности, которые и регулируют поведение человека» — Гусейнов А.А.
«Гуманность» – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс её свойств, выражающих отношение человека к человеку.
«Мораль» (от латинского моралис – нравственный)-
1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически приходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной – этикой.
2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (пример, мораль басни)
«Мораль» – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.
«Этика» – «наука» о морали и нравственности, где мораль даёт представление о должном: идеальные нормативные конструкции и состояния человеческого бытия, выступающие указующей (идеальной) ценностью (целью), константой бытия.
Данный проект рассчитан на 6 – 9 месяцев, в зависимости от возраста участников.
Кратко опишу содержание занятий и перечень мероприятий проекта, который состоит из диагностического занятия (опрос), двух основных блоков и итогового диагностического занятия.
Диагностическое занятие.
Цель занятия: ознакомить подростков с предстоящим планом работы, кратко рассказать о нравственности и провести диагностику знаний обучающихся в этом вопросе.
Подросткам рассказывается о нравственном поведении, его ценности в жизни, приводятся примеры из жизни, которые ярко показывают. Что при несоблюдении правил человек может не добиться желаемого и все его старания могут пройти даром. Во время занятия педагог должен наблюдать за поведением подростков, отмечать увлечённость слушателей. Предполагается активное включение подростков в процесс обсуждения темы.
В конце занятия раздаются анкеты и диагностические материалы для заполнения. Исходя из диагностических данных педагог делает вывод о степени сформированности знаний о нравственной культуре подростков.
Блок 1. «Социальная среда и этика»
Цель этого блока: предоставление подросткам информации о проблеме нравственных норм поведения в социальной среде.
Форма проведения мероприятия блока 1: студия.
Применяемые методы: беседа, просмотр фильма, обсуждение.
Темы программы блока 1:
Тема 1. «Социальная среда как законодатель норм поведения».
Изучения нового материала: обсуждение социальной среды и её норм поведения.
На занятии предоставляется информация об особенностях социальной среды, её норм и правил поведения. Обсуждаются отличительные черты норм поведения в школе, на улице, в театре и т.д.
Просмотр фильма «Республика Шкид». Обсуждение фильма.
Тема 2. « Нравственные нормы поведения».
Изучение нового материала: обсуждение нравственности как главной проблемы современного общества. Раскрывается смысл понятий «нравственность», «этика», «культура поведения». Объясняется значение нравственности в социальной среде.
Просмотр фильма «Тимур и его команда». Обсуждение фильма.
Тема 3 «Честь».
Изучение нового материала: раскрытие понятия «честь» как одного из качеств личности человека, его роль во взаимоотношениях с другими людьми.
Просмотр фильма «Кортик» и обсуждение его.
Тема 4 «Долг».
Изучение нового материала: понятие «честь» как одно из качеств человека, его роль во взаимоотношениях с другими людьми.
Просмотр фильма «Бронзовая птица». Обсуждение.
Тема 5 «Уважение и его роль в социуме».
Изучение нового материала: раскрытие понятия «уважение» и в чём роль данной ценности.
На занятии предоставляется информация о ценности уважения между людьми. Раскрывается сущность понятия «Уважение» как одного из главных принципов поведения в социальной среде.
Просмотр фильма «Белый Бим, чёрное ухо». Обсуждение.
Тема 6 «Этикет».
Изучение нового материала: ознакомление с понятием «этикет» и его роли в общественной жизни.
Этикет – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождения с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда.
Просмотр фильма «Мери Поппинс».
Тема 7. «Школа и её нормы поведения».
Изучение нового материала: нормы поведения школьников, в чём особенность школы, какие законы в ней существуют.
Раскрытие понятия школы как института социализации подростков. Выделение её норм поведения, раскрытие роли школы в формировании культуры поведения школьников.
Просмотр фильма «1:0 в пользу Танечки».
Тема 8. «Нормы подростковой субкультуры».
Изучение нового материала: подростковая субкультура и её нравственный кодекс .
Раскрытие понятия «подростковая субкультура», её роли в социальной среде. Выделение норм поведения – раскрытие отрицательных и положительных сторон поведения подростков.
Просмотр фильма «Чучело» и обсуждение.
Тема 9. «Нравственные нормы семьи».
Изучение нового материала: семья, её ценности, нормы, законы и как они влияют на человека.
Раскрытие понятия «семьи» как первичного института социализации человека, выделение в нём нравственных норм, которые формируют родители. Объяснение, как должен себя вести подросток с родителями и другими членами семьи.
Просмотр фильма «Судьба барабанщика» и обсуждение.
Тема 10. «Нарушение норм поведения и их последствия».
Изучение нового материала: последствия нарушения моральных норм и причины такого поведения человека.
Раскрытие проблемы нарушений норм поведения и их последствий. Обсуждение понятия «нарушение норм» и способов выхода из данных ситуаций. Как можно более корректно избежать кризисные ситуации. Просмотр фильма «Золотая цепь» и обсуждение.
Тема 11. «Мир социальный – мир духовный».
Изучение нового материала: социальная среда, её значимость для человека.
Раскрытие целостности социальной среды и внутреннего мира каждого человека. Нравственные нормы каждой социальной группы – это составляющая всего общества. Поддержание своих норм – поддержание всего порядка социального мира.
Просмотр фильма «Последнее лето детства» и обсуждение.
Тема 12. «Социальная среда и нравственные нормы».
Занятие, завершающее данный блок, направлено на закрепление пройденного материала. Подросткам демонстрируется фильм, после просмотра которого ведётся дискуссия, где затрагиваются все пройденные темы и выделяется, как они были проявлены в представленном фильме. Форма поведения – круглый стол.
Просмотр фильма «Три толстяка» и обсуждение.
Блок 2. Мораль – как отражение внутреннего мира.
Форма проведения – студия.
Тема 1. «Мораль как регулятор социальных отношений».
Изучение нового материала: раскрытие понятия «мораль» и её роль в жизни человека.
Раскрывается значение морали как регулятора отношений между людьми, раскрытие проблемы аморальности общества. Причин данного поведения. Включение подростков в новую проблему социальных отношений.
Просмотр фильма «Зелёный фургон» и обсуждение.
Домашнее задание – написать рассказ о человеке, который следует моральным нормам.
Тема 2. «Ложь и её последствия».
Изучение нового материала: раскрытие понятия «ложь» и её причины в поведении человека.
Раскрытие отрицательных сторон лжи, как одной из ярких сторон аморального поведения. Раскрытие причин лжи и её последствия..
Просмотр фильма «Королевство кривых зеркал» и обсуждение.
Домашнее задание – составить словесный портрет лживого человека.
Тема 3. «Предательство».
Изучение нового материала: предательство как одно из самых отрицательных проявлений человеческой натуры.
Раскрытие отрицательных сторон предательства как одной из ярких сторон аморального поведения.
Раскрытие причин предательства и её последствий.
Просмотр фильма « Васёк Трубачёв снова в бою» и обсуждение.
Домашнее задание – составление личностных характеристик человека. Предавшего своего друга.
Тема 4. «Злость и агрессивность».
Изучение нового материала: злость как явление, которое разрушает человеческую личность. Определение отрицательных сторон злости, раскрытие сущности злости как феномена современного человека. Определение последствий агрессивного поведения человека в социальной среде.
Просмотр фильма «Каменное сердце» и обсуждение.
Домашнее задание – составление личностных характеристик агрессивного человека.
Тема 5. «Значение любви в обществе».
Изучение нового материала: раскрытие роль любви в жизни человека и его взаимоотношения с обществом. Определение что такое «любовь» и её значение для человека и общества в целом. Раскрытие роли любви в обществе и как она помогает функционировать моральному поведению.
Просмотр фильма «вам и не снилось» и обсуждение.
Домашнее задание – написать рассказ о влюблённом человеке, раскрыть ценность его любви с нравственной точки зрения.
Тема 6. «Дружба».
Изучение нового материала: дружба как социальное явление и её значимость. Определение понятия «дружба» и его значения для жизни человека и общества в целом. Раскрытие роли дружбы в общественных отношениях.
Просмотр фильма «Пропало лето» и обсуждение.
Домашнее задание – составить портрет дружелюбного человека.
Тема 7. «Преданность и верность».
Изучение нового материала: преданность как одно из положительных проявлений человеческой натуры, роль данного явления в общественных отношениях. Определение данных понятий, как верность и преданность сопоставляются с предательством. Роль преданности в обществе – как регулятора взаимоотношений.
Просмотр фильма « Васёк Трубачёв » и обсуждение.
Домашнее задание – кто такой преданный человек. Написать краткий рассказ.
Тема 8. «Мой мир этики».
Занятие, завершающее данный блок, направлено на закрепление пройденного материала. Подросткам демонстрируется фильм, после просмотра которого ведётся дискуссия, где затрагиваются все пройденные темы и выделяется, как они были проявлены в представленном фильме.
Просмотр фильма «Алые паруса» и обсуждение.
Форма проведения – круглый стол, студия.
Итоговое диагностическое занятие.
Цель занятия: диагностика уровня знаний, умений, качеств у экспериментальной группы подростков.
В ходе занятия раздаются анкеты и диагностические материалы для заполнения. Исходя из диагностических данных, педагог делает вывод о степени формирования нравственной культуры подростков.
Для осуществления работы данных блоков могут использоваться:
Методы: наглядные, словесные, игровые.
Формы, используемые в работе: просмотр, наблюдение, анкетирование. беседа, рассказ, дискуссия, опрос.
Средства, используемые для работы: наглядные пособия, кинофильмы, видеоролики.
Работа с родителями.
Кроме занятий с подростками по данному проекту предполагается проведение ознакомительного занятия для родителей этих детей, на котором даётся информация о проблеме формирования нравственной культуры для того, чтобы родители проводили со своими детьми беседы по темам проекта.
По окончании проекта приглашаются родители для опроса на тему «Изменения поведения подростков после просмотра выбранных фильмов».
Результативность.
В результате опроса выяснилось, что поведение подростков изменилось в положительную сторону. Дети стали более лояльно относиться к ранее раздражающим их факторам: негативное отношение сверстников, плохая отметка в школе и т.д. Подростки стали более чётко понимать, что такое нравственные нормы поведения и стараться применить их в реальной жизни, соблюдать их (уважать друг друга, быть честным, справедливым и .т.д.) Они научились отличать моральное и аморальное своих сверстников и взрослых людей. У большинства из них сформировались знания о культуре поведения в разных социальных группах. О нравственности, морали, этикете, об общечеловеческих ценностях (общественных запретах, дружбе, преданности, чести, любви, справедливости, совести, вежливости, уважении, ответственности).
Не только в беседах, дискуссиях, но и в жизни подростки стали придерживаться своей собственной позиции, своего отношения к усвоенным нормам и ценностям.
По результатам диагностики выявилась прогрессивная динамика в экспериментальной группе в сравнении с тем, что было в начале, до просмотров и обсуждений всех фильмов. И это подтвердило эффективность разработанного проекта.
В перспективе планируется увеличение охвата детей по данному проекту и возрастной подбор.
ВЫВОД: Самое главное в данном проекте, что у подростков не только сформировалось правильное представление о нравственности и морали, общечеловеческих ценностях, но и появилось желание понять, принять и воплотить в жизнь полученные знания и навыки – осудить аморальное поведение и не проступать аморально в жизни. И если подростки поделятся своими приобретёнными знаниями со сверстниками, то это будет эффектом данного проекта.