Конспект открытого занятия: сочетание и использование в работе различных техник и материалов при создании объемной аппликации (автор — Мелетьева С.В.)

Конспект открытого занятия: сочетание и использование в работе различных техник и материалов при создании объемной аппликации.

Тема: Ой, рябина …. осенняя…

Целевые установки: ознакомить детей с техникой выполнения объемного изображения на примере изготовления веточки рябины,  при этом учиться соизмерять ее части. Развивать воображение,  желание изготавливать аппликацию красивой.  Повторить и закрепить умение скручивать «листочки», вспомнить  о свойствах бумаги, развивать  навыки и умения работы с ней.  Совершенствовать умение работать по плану; развивать творческую фантазию детей через самостоятельное оформление изделия.  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.  Помочь учащимся освоить основные термины и понятия (квиллинг, бумагопластика, аппликация).

Ресурсы и оборудование:

У педагога: образец работы (изготовленная аппликация); репродукция картины И.С Остроухова «Золотая осень»;  картинки с изображением рябины; букет из осенних листьев и веточек рябины на столе педагога; гербарий листьев разной формы (клен, дуб, береза, рябина, смородина и др.).

У учащихся: на столах  карточки со стихотворениями  и загадками о рябине, листьях, об осени; бумажные салфетки, клей, ножницы, цветная бумага и картон; салфетка для рук и  заранее изготовленные ими «листики рябины» в технике квиллинг, пряжа.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

   Актуализация знаний и умений учащихся (Мотивация к занятию). В начале урока проверяется подготовка к занятию (наличие изготовленных на предыдущем занятии листочков рябины). Педагог спрашивает, кто из учащихся напомнит правила работы с бумагой, ножницами, и уточняет их.  Переходя к новому занятию, педагог закрепляет на доске картину «Золотая осень», фото и репродукции других осенних деревьев, в том числе изображение рябины и демонстрирует образец изготовленной аппликации.

  1. Учимся новому (работа над темой урока).
  • Рассказ педагога о картине «Золотая осень» И.С. Остроухова.

Илья Семенович Остроухов (1858-1929) принадлежит к замечательному поколению русских художников второй половины 19 века. Он был видным живописцем. Важной стороной его деятельности является многолетнее руководство Третьяковской галереей, в которой находится  его картина «Золотая осень».

   Картина представляет собой лесной или парковый пейзаж. В густой траве справа стоят два больших дерева. Золотая листва, среди которой  выделяются большие оранжевые  листья клена, свешивается до земли. Навстречу ей из травы поднимаются многочисленные уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней – группа  деревьев с корявыми стволами и большими кронами. Богатейшая гаммам золотисто – оранжевых тонов листвы контрастирует с темной сочной травой.  Пейзаж согрет  большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть дыхание жизни.

  • Беседа о красоте осенних листьев и особенно — рябины. Рассматривание осенних листьев, гербария. Проникнуться настроением осеннего пейзажа помогают стихи и загадки.
  • Чтение стихотворений и загадок о рябине и осени. (Текст напечатан на карточках и лежит на столах у детей)

 

   Дети читают стихи на карточках.

 

Карточка 1               

     

Стройную рябину вижу во дворе,      

Изумруд на ветках утром на заре.     

Много ягод красных,    

Спелых и прекрасных

Гроздьями висят, их красив наряд.

Собери на нитку ягод для души,

Из рябины бусы – очень хороши!

                                                     Светлана Шишкина                                                                

                                                                                                              

 

 

 

Карточка 2

 

   Хоть зима свои перины
Расстелила у рябины,
И вокруг морозом веет,
Ярко ягода алеет!

Сибирцев Виталий

 

 

 

 

 

 

Карточка 3

 

 Меж редеющих верхушек                       И, хвостом мелькая, белка

 Показалась синева                                    Легкий делает прыжок.

 Зашумела у опушек                                  Стала ель в лесу заметней,

 Ярко-желтая листва                              Бережет густую тень.

 Птиц не слышно. Треснет мелкий     Подосиновик последний

Обломившийся сучок,                              Сдвинул шапку набекрень.

                                                                                           А. Твардовский

 

 

Карточка 4

   В картинах российской осени есть немного грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом и сердцем. Чиста и прозрачна вода в озерах. Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. Все устоялось и замерло для того, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде. Таково состояние природы. Таково и состояние души человека, увидавшего  осенний праздник цвета и тишины. В такой день особо остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля. (Отрывок из новеллы      В. Пескова «Русская осень).

 

 

 

 

Карточка 5

Народные приметы, связанные с рябиной

Рябина зацветает — пора сеять лен.
Рябина цветет рано — много овса будет.
Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
Если уродится рябина — рожь будет хороша.
В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухой.

 

 

 

  • Отгадывание загадок.

Платье потерялось, а пуговки остались.
***
Висят на ветке подружки,
Прижавшись, тесно друг к дружке.
***
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
***
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
***
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка?
***

  1. Физкультминутка

                     Мы листочки, мы листочки,

                     Мы осенние листочки.

                     Мы летали, мы летали,

                     Все листочки так устали.

                      Ветер дунул, полетели,

                      А потом на землю сели.

                      Покачнулись, кувыркнулись

                      И друг другу – улыбнулись.

  1. Делаем сами
  • Рассматривание образца.
  • Показ способов работы.

Педагог: Все детали рябины делают из одного материала – бумаги, кроме веточек. Их делают, отрезав определенную длину коричневой пряжи. Листочки вы уже изготовили на предыдущем занятии в технике «квиллинг» (скручивание бумаги). При оформлении веточки рябины вам необходимо соизмерять величину и пропорции листочков и ягод.

Техника выполнения – объемная аппликация;

метод разметки – набросок простым карандашом (самой ) веточки.

   После того как технологическая карта озвучена, можно приступать к работе:

  • Подготовка необходимых деталей для рябины.

— Отрезать коричневую пряжу необходимой длины для веточки и кисти рябины.

— Для ягод: салфетки красно цвета разрезать на 4 равные части и скатать (смять) их в шарики.

  • Разметка. Выполнить разметку веточки кисти рябины при помощи простого карандаша на цветном картоне.
  • Сборка. Клей ПВА тонкой кисточкой нанести на разметку веточек. Наложить на них отрезки коричневой пряжи, слегка прижать. Подготовленные листочки  разложить в  форме листьев рябины, приклеить. Приклеить ягодки (клей наносить на детали! т.е. на ягодки)
  • Отделка. По желанию можно вырезать полоски цветной бумаги и приклеить на работу в виде рамочки.
  • На обратной стороне аппликации изготовить петельку (приклеить маленький отрезок пряжи).

 

     Педагог оказывает детям дифференцированную помощь: стимулирующую, направляющую, обучающую.

  1. Подводим итоги. В конце занятия необходимо провести анализ изделия. Для закрепления материала можно организовать выставку. Критерии оценивания работ: аккуратность, соблюдение всех технологических операций, оригинальность.