Открытый урок по изобразительному искусству «Мир вещей — натюрморт» Тесленко А.В.

Открытый урок с презентацией (Скачать)

Филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы»

Открытый урок по изобразительному искусству на тему «Мир вещей — натюрморт»

Изображение предметного мира разными стилями и выразительными средствами.

Педагог дополнительного образования Тесленко А.В.

Самара

2014г

Цели урока:

  • обучающая познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;
  • развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;
  • воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  • дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
  • учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
  • узнать о понятии «стиль», его разновидности;
  • развивать творческую и познавательную активность. 

На уроке ученикам предлагается новый материал и творческие задания по жанру натюрморт.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческие задания, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: работа в парах, индивидуальная.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

Подготовка класса:

  • Зрительный ряд: презентация «Натюрморт», CD «Зарубежное изобразительное искусство», «Эрмитаж», «Школа маленьких художников», БЭКМ, Карточки с докладами о художниках. Работы учителя — натюрморты (карандаш, гуашь). Бумажные заготовки предметов натюрморта. Наглядное пособие «Стили в натюрморте». Таблички «Авангардист», «Реалист», «Декоратор». Схема алгоритма. «Карточка достижений» на каждого ученика.
  • Музыкальный ряд: классическое произведение.
  • Домашнее задание: слайд «Понятие натюрморта».
  • Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, Интернет, мольберт, драпировка, предметы для натюрморта, указка, фломастеры, карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь, ластики, альбомы, кисточки, баночки с водой.

Основные понятия:

  • Натюрморт
  • Стиль

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;
  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;
  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Объяснение нового материала – 15 мин.
  • Сообщение темы урока.
  • Беседа.
  • Творческие задания.
  1. Практическая работа – 24 мин.
  • Постановка художественной задачи.
  • Самостоятельная работа учащихся.
  1. Подведение итогов – 5 мин.
  • Экспресс – выставка.
  • Анализ работ.
  • Карточка достижений.
  • Кроссворд.

Композиция урока (разработка).

25

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд № 1

Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы находимся в компьютерном классе. Новые знания по изобразительному искусству вы получите благодаря компьютеру. Итак, начнем урок.

Слайд № 2.  Эпиграф урока. Дело художника — рождать радость.

Паустовский К. Г.

  1. Объяснение нового материала.

Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.

Учитель. Ребята, вы, конечно, уже обратили внимание на оформление. Здесь работы учителя, очень сильно различающиеся по технике, но что объединяет эти работы? Что в них общего?

Ученик: Это натюрморты.

Слайд № 3.  («Мир вещей – натюрморт»)

Учитель. Тема урока «Мир вещей – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами.

Учитель. Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? Одному из учеников класса я дала задание подготовить слайд «Понятие натюрморта». Пожалуйста, представь нам свою домашнюю работу.

Слайд № 4.  (Натюрморт -…)  Приложение 1

Ученик. Показывает и рассказывает «Что такое натюрморт?»

Слайд № 5.  (Задание)

Творческое задание «Собери фразу».

Учитель. Как же возник и развивался этот жанр?

Слайд № 6 — 15 (СD «Энциклопедия зарубежного искусства». Жанр натюрморт.)

Слайд № 16.  (Карта)

Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Слайд № 17.  (Голландский натюрморт)

Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.

Слайд № 18.   (Натюрморт Ван Гога) Доклад. Приложение 1

Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?

Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.

Слайд № 19.  (Натюрморт А. Матисса) Доклад. Приложение 1

Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?

Ответы учащихся: Словно его рисовал ребенок.

Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?

Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.

Учитель. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.

Слайд № 20.  (Натюрморт Пикассо) Доклад. Приложение 1

Учитель. А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.

Слайд № 21 -24.  (Векторный, трехмерный, фотонатюрморт)

Учитель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты.

Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.

Термин «Стиль». Поиск информации по Интернету или электронной БЭКМ.

Задание на поиск информации. Понятие «Стиль».

Пособие «Стили в натюрморте».

Слайд № 25. (Стили натюрморта)

Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.

Слайд № 26 (Задание)

Творческое задание. «Стиль».

Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт?

Слайд № 27.  (Натюрморты)

Учитель. Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?

Ответы учащихся.

Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?

Ответ ученика. О человеке.

Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?

Ответ ученика. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.

Учитель. С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт под названием «Фрукты».

Ответы учащихся. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.

Учитель. Что мы делаем дальше?

Ответ ученика. Размешаем предметы на листе.

Творческое задание «Составь натюрморт». Работа в парах.

Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?

Ответ ученика. Цвет.

Слайд № 28.  (Цвет)

Учитель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, — мощное средство выразительности.

Слайд № 29.  (Колорит)

Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.

Слайд № 30.  (Контраст)

Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;

Слайд № 31.  (Нюанс)

или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».

Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?

Ответ ученика. Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.

Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?

Ответ ученика. Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.

Учитель. Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.

Слайд № 32 — 33. (Светотень)

Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.

  1. Практическая работа.

Учитель. Сегодня мы познакомились с историей развития натюрморта и его стилями. Перед вами три таблички: «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты». На время мы превращаемся  в художников данных стилей.

Задача урока изобразить предмет в том стиле, который понравился именно вам. Выбранный вами стиль позволить проявить творческую позицию, тем самым постарайтесь передать свое настроение, выразить мысли и чувства разными выразительными средствами. Слайд № 34.

Схема алгоритма.

Слайд № 34.

Учитель. Ребята, перед вами алгоритм самостоятельной работы.

  1. Начало.
  2. Выбор стиля.
  3. Рисование.
  4. Цветовое решение.
  5. Экспресс — выставка.
  6. Конец.

Каждый из вас делает выбор, какому стилю отдать предпочтение. Рисовать мы будем не с натуры, а по шаблону.

CD «Школа маленьких художников»

Самостоятельная работа учащихся. Музыкальная заставка.

  1. Подведение итогов.

Экспресс – выставка. Под названием табличек «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты» учащиеся разместили свои работы, соответственно стилю.

Учитель. Давайте посмотрим на нашу экспресс — выставку.

Анализ работ. Оценки учащихся.

Карточка достижений.

Учитель. А теперь давайте заполним «Карточки достижений».

Ф.И.      уч-ся Понравился ли тебе урок? Что нового ты узнал на уроке? Понравился ли тебе твой рисунок? Что бы ты изменил в уроке? Как я работал на уроке? (самооценка) Какую оценку поставлю учителю?

Слайд № 35. (Кроссворд)

Кроссворд «Натюрморт».

Подобрать определения для слов.

А В А Н Г А Р Д И З М
Г О Л Л А Н Д И Я
К О Н Т Р А С Т
Н Ю А Н С
К О Л О Р И Т
М А Т И С С
Д Е К О Р А Т И З М
Р Е А Л И З М
С Т И Л Ь

 

Учитель. Спасибо. Урок окончен.

Использованные источники:

  1. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. Изобразительное искусство. 1- 6 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.
  2. З.А. Степанчук. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.
  3. Методические наработки учителя изобразительного искусства – Баляевой Т.А.
  4. Электронная «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
  5. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.

Приложение 1

НАТЮРМОРТ в переводе с французского — «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.

МАТИСС (Matisse) Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма.

ПИКАССО Пабло (25 октября 1881, Малага — 8 апреля 1973, французский живописец, по происхождению испанец.

ВАН ГОГ Винсент (30 марта 1853 — 29 июля 1890), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма.

АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом.

ФОВИЗМ (от франц. fauve — дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк ) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.

КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.

РЕАЛИЗМ в искусстве, понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденция исторического развития искусства.

ДЕКОР – (от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.