Творческие проекты обучающихся младшего школьного возраста в дополнительном образовании

 

Педагог дополнительного образования 

ЦВР Волжского района Самарской области 

Светлана Витальевна Мелетьева 

 

  «Творческие проекты обучающихся младшего школьного возраста в дополнительном образовании» 

 

«Расскажи – и я забуду, 

Покажи – и я запомню, 

Дай попробовать – и я пойму» 

(древняя китайская мудрость). 

 

Вряд ли кто-то может поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод творческих проектов подразумевает активную включенность обучащюихся  в процесс получения навыков, умений и знаний. Основная идея проектного метода: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить”. Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить их на практике. 

   Метод творческих проектов в дополнительном образовании, может сделать успешным, значимым любого обучающегося, даже если он отстает от одноклассников, сверстников в какой- то другой сфере.   

Цели творческого проектирования: — способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта; — позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного; — развить у каждого позитивный образ себя и других; — развить у обучащюихся умение истинно оценивать себя; — развить  “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать; — обеспечить механизм развития творческого и  критического мышления, умение искать путь решения проблемы; — развивать у обучающихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать творческое, креативное и аналитическое мышление. 

Действия педагога при реализации проектного метода можно характеризовать следующим: 

  1. помогает обучающимся определить цель деятельности; 
  1. рекомендует источники получения информации; 
  1. раскрывает возможные формы творческой деятельности; 
  1. содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта; 
  1. создаёт условия для активности обучающегося; 
  1. является партнёром; 
  1. помогает обучающимся оценить полученный результат и т. д. 

 

Действия обучащюихся можно охарактеризовать так: 

  1. определяет цель своей деятельности; 
  1. открывает новые знания, получает новые навыки в изготовлении продукта 
  1. экспериментирует; 
  1. выбирает технику изготовления изделия и пути решения возникающих проблем; 
  1. несёт ответственность за свою деятельность и т. д. 

 

Поэтому в работе над проектом обучающиеся  должены иметь определённый набор качеств и умений: 

качества— самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность; 

умения- рефлексивные, исследовательские, оценочные, информационные, презентационные. 

Возникает  вопрос: готовы ли обучащющиеся младшего школьного возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения?  Конечно же, нет. Но это не значит, что обучающиеся не должны включаться в проектную деятельность. Известно, что обучающийся, не обладая достаточными умениями, навыками  и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения навыки и качества. 

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: желание самого обучающегося; благоприятная среда;  доброжелательный педагог – консультант. Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной для обучающегося и неплодотворной. 

Конечно, для обучающися младшего школьного возраста проекты — это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством педагога и родителей. Задача педагога — проинформировать родителей, что суть выполнения творческих проектов — это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, в исполнении творческого продукта, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. 

Творческий проект – это огромное поле деятельности  для педагога дополнительного образования, обучающихся и родителей. Он даёт возможность обучающемуся делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, всесторонне раскрывая свои таланты. Каждый обучающийся пробует свои силы, показывает умения и видит результат своего труда. Такая деятельность позволяет максимально раскрыть творческие способности. 

Для осуществления работы над проектами необходимо учитывать психолого-физиологические особенности обучащюихся младшего школьного возрастаТемы проектов должны быть тесно связаны с предметным содержанием, так как наглядное и образное мышление, характерное для этого возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивает его к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. 

Проблема проекта  должна быть в области познавательных интересов обучающегося. 

В работе над проектом определились пять «П»: «Проблема» — «Проектирование» (планирование) – «Поиск информации» — «Продукт» — «Презентация». 

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучащюихся, но в младшем школьном возрасте с помощью педагога и родителей. 

Проекты по времени могут быть: мини-проекты укладываться в одно занятие или, краткосрочными требуют четыре-пять занятий или немного больше,   и  долгосрочными. 

По характеру контактов между участниками проекты бывают — индивидуальные, парные, групповые (малыми группами, коллективными (выполнятюся всей группой), муниципальные, областные и т. д. 

Творческий проект – особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность. 

Особенность творческого проекта заключается в презентации. Обучающиеся любят работать над творческими проектами, так как видят результат не только своего труда, но и изделия сверстников, с помощью яркой, наглядной, увлекательной презентации. Результатом творческих проектов могут быть: выставки творческих работ,  театрализация спектаклей, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного творчества, видеофильмы, фотовыставки,  электронные презентации и другое. 

С возоастом поекты усложняются в содержательном и организационном планах. Проекты  обучащюихся первого года обучения  лучше выполнять  индивидуально или как индивидуальный вклад в общее дело, т.к. не требуется коллективно распределённых действий. Содержание проектов второго года обучения усложняются за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой с дополнительной литературой. Проекты третьего и четвертого года обучения требуют от обучающихся распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач и навыков работы с конкретными материалами. 

Естественно, что ребенок, который только что пришел в центр внешкольной работы, самостоятельно не может создать проект. В роли единомышленников, помощников выступают педагоги и родители, которые помогают своим детям в поиске информации, в оформлении, в изготовлении изделия,  в подготовке к презентации проекта. 

 Важно напомнить, что родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея творческого  проекта. А вот помощь советом, информацией, незначительная помощь в выполнении  продукта,  проявление заинтересованности со стороны родителей — важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности обучающихся при выполнении ими творческого проекта. Напрашивается вывод, что педагогам дополнительного образования и родителям необходима тесная взаимосвязь и сотрудничество.