Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский
м.р. Волжский Самарской области
«Центр внешкольной работы»
Конспект занятия на тему «Звук [ З ]»
Автор:
педагог дополнительного образования
Алеева Л.М.
2018 г.
Цели и задачи занятия:
— расширение представления о звуке [ З ], об участии органов артикуляции в его произнесении;
— активизация внимания к звуковому составу слов;
— развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, способности производить сложный звуковой и слоговой анализ слов.
Наглядность:
— иллюстрации в пособиях;
— обозначение буквы З и звука [ З ];
— звуковые домики;
— картинки на звук [ З ] в словах;
— прописи.
- Ситуация, создающая мотивацию к занятию.
1) Фонетическая зарядка.
— Как поют комарики? ( З-з-з… )
— Что мы слышим, когда муха попадает в паутину? ( З-з-з… )
— Вы, наверно, уже догадались, сегодня мы познакомимся со звуком [З]. Давайте сейчас послушаем очередную историю про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.
2) История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.
Наши игрушки весело продолжали путешествие по городу Звуков. Но стоило им пройти всего несколько шагов, как к ним подлетела загадочная пчела и стала кружиться вокруг них, издавая надоедливый звук «з-з-з». Ёжик предложил игрушкам остановиться, ему показалось, что пчела что-то хочет им сказать. Друзья стали напряженно вслушиваться в пронзительно звенящий звук. Они поняли, что пчела им говорила следующее: «Ззздравствуйте, незззнакомые зззверьки! Меня зовут Зззоя. Идите ззза мной. Я угощу вас полезззной сладостью».
3) (Работа с рисунком, страница 38)
-Какой звук издавала во время полета пчела Зоя?
-Как называется это лакомство?
-Итак, сегодня мы поговорим о звуке …… [ З ].
4) Дидактическая игра на выявление звука [ З ] в словах.
Задание: рассмотрите рисунки, найдите одинаковые звуки в словах.
(На доске даны следующие рисунки: коза, вода, глаза, роза, гвозди, заяц, зонт, гнездо, замок, кузнечик, забор.)
- Расширение представлений по теме занятия.
5) (Работа с рисунком на странице 38.)
— Картинка, где изображено, как летит пчела Зоя, обозначает звук [ З ].
Что делают губы и язык во время произнесения этого звука?
-Покажите на плакате звук [ З ] и расскажите, какой он. (Согласный, звонкий, твёрдый).
-Как вы об этом догадались?
-Что есть во рту с этим звуком? (Зубы, язык.)
— В названии каких животных слышится звук [ З ]?
- Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление).
6) (Работа с рисунком на странице 39.)
— Назовите первый слог (ЗА).
— В названии какой картинки слышится этот слог? (ЗАйчик.)
Далее дети подбирают картинки на слоги ЗУ и ЗЫ.
-Названия каких картинок подходят к схемам?
7) Отгадайте загадки:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.
(Заяц)
Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.
(Звёзды)
Лежит верёвка,
Шипит, плутовка.
Брать её опасно —
Укусит.
Ясно?
(Змея)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Тридцать два молотят,
Один поворачивает.
(Зубы и язык)
8) Игра «Кто больше?» Придумайте слова, в которых звук [ З ] в начале (забор, зонт, заяц), в середине ( азбука, озорник, ваза).
- Тренировочные задания.
9) Добавление и исключение слогов из состава слов.
— Скажите со слогом ЗА в начале слова: кружить, лететь, бежать, болеть, готовить, думать, жить.
— Скажите слово без слога ЗА: закопать, залить, запустить, замёрзнуть, запеть, запить, заесть, захлопнуть.
— Придумайте предложения со словами копать и закопать.
10) Физкультминутка
ЗАЙКА
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети показывают).
Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал (дети садятся).
11) Задание: перестановка слогов ( рисунок на странице 39).
— Поменяйте местами слоги и покажите соответствующие картинки: за-ко, ка-кол-за, мо-за-ми.
Задание: произнесите чистоговорки и скороговорки:
За-за-за — уходи домой коза.
Зу-зу-зу — моем Катю мы в тазу.
Зойного зайку зовут Зазнайка.
Зелёная берёза стоит в лесу,
Зоя под берёзой поймала стрекозу.
- Подведение итогов занятия.
-Что вы узнали о звуке [ З ]?
— В какие игры вы научились сегодня играть?
— Вам понравились эти игры?
- Домашнее задание.
Спасибо всем! Я довольна вашей работой на уроке. Дома читаете «Букварь» на страницах 39 — 41. До свидания!
Литература:
- Бунеев, Р.Н. По дороге к Азбуке. Учебное пособие. В 5 ч. Ч. 4 (6 — 7(8) лет) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. — Изд. 3-е, перераб. — М.: Баласс, 2016. — 64 с.: ил. — с. 38 — 39.
- Жукова, Н.С. Букварь : учебное пособие / Н.С. Жукова; ил. В. Трубицына и Ю. Трубицыной. — М.: Эксмо, 2016. — 96 с.: ил. — с. 39 — 41.
- Занимательное азбуковедение: Книга для родителей, учителей и милых детей / Авт.-сост. В. В. Волина; худож. Л. М. Рудаковская. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1994. — 400 с.: ил. — с. 113 — 128.
- Кислова, Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для педагогов, логопедов и родителей к частям 3 и 4 / Т.Р. Кислова; под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. — Изд. 4-е, испр. — М.: Баласс, 2014. — 192 с. (Образовательная система «Школа 2100». Образовательная программа «Детский сад 2100»). — с. 159 — 162.