Развитие творческого потенциала обучающихся подросткового возраста в рамках деятельности объединения по курсу журналистики «Пресс – центр»

Самаркина А.К.,

педагог дополнительного образования

Филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский

м.р. Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы»

 

 Развитие творческого потенциала обучающихся подросткового возраста в рамках деятельности объединения по курсу журналистики «Пресс – центр»

В условиях быстро меняющегося мира человеку необходимо применять творческие возможности, принимать оригинальные самостоятельные решения,  нестандартно мыслить.  Именно творческая личность способна адаптироваться к изменениям среды, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность.

Современная система образования ориентирована на подготовку молодого поколения к реальной жизни. Для того, чтобы быть востребованном в современном обществе, на рынке труда, необходимо привносить в окружающую среду что – то новое своей деятельностью. Для этого, очевидно, деятельность должна носить творческий характер. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те навыки и знания, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной.

Создание условий, способствующих развитию творческого потенциала детей – одна из приоритетных задач педагогики сегодня. Благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала обучающихся имеются в учреждениях дополнительного образования. Взаимодействие общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования способствует достижению более высокого творческого уровня развития мышления.

Наибольшие сложности вызывает развитие творческого потенциала подростка, так как этот возраст характеризуется противоречивостью и неоднозначностью протекающих процессов в то же время это возраст благоприятен для развития как общих, так и специальных творческих способностей.

Творчество в целом и творческий потенциал в частности – далеко не новый предмет исследования. Над основными аспектами теоретического анализа творческого процесса работали философы, психологи, педагоги. Наибольшее влияние на исследование проблемы оказали научные труды таких ученых, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн,  Б.Г. Ананьев, Л. С. Выгодский, В. А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А. М. Матюшкин, В. Д. Шадриков, В. М. Дружинин, Н. В. Шумакова, Н. С. Лейтес, Е. П. Торренс, Э. Фромм.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и культурно – исторической уникальностью.

Творческий потенциал – характеристика личности, складывающаяся из интеграла специальных способностей, инициативы, мотивации достижения и организаторских или инновационных способностей, побуждающих к изменению, самосовершенствованию, оптимизации существующего положения дел, деятельности. Творческий потенциал обучающихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач.  

Творческие способности – индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Дополнительное образование – составная (вариантивная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться, профессионально и личностно.  Обучение ребенка в учреждении дополнительного образования влияет не только на профессиональное становление, но и на формирование личности в целом. Дополнительное образование способствует развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала.

Развитие творческого потенциала подростков средствами журналистской деятельности на занятиях объединения «Пресс – центр»

Журналистика – общественная деятельность по сбору, обработке, периодическому распространению актуальной социальной информации через каналы массовой коммуникации. Деятельность журналиста – эта деятельность, связанная с рождением нового знания о мире, поэтому это всегда творческая деятельность. В. Ф. Олешко считает, что журналистика – в высшей степени благодатное поле для того, чтобы молодой человек ощутил себя творчески растущей личностью, так как нет в журналистике такой сферы деятельности, которая бы не потребовала от автора выражения его внутреннего мира, оригинальной манеры письма, постоянного творческого поиска.

Развитие творческих способностей юных журналистов – это развитие интеллектуальной активности и интеллектуальной инициативы, которые рассматриваются в качестве единицы творческого потенциала личности, так как творчество – производное интеллекта. 

Цель подросткового издания, по мнению Ж. Гоне – не столько создание информационного пространства, сколько обеспечение условий для самореализации и самопознания юных корреспондентов и читателей. В центре внимания находятся впечатления о жизни, открытия, достижения, значимые для автора и его микросреды.

В Центре внешкольной работы Волжского района Самарской области с 2010 года существует детское объединение по курсу журналистики «Пресс – центр». Основная  цель  программы по курсу журналистики – раскрытие творческого  потенциала детей в сфере журналистики.   Срок образования – 5 лет.  Воспитанниками объединения являются ребята в возрасте 9 – 17 лет.

Деятельность объединения по курсу журналистики направлена на совершенствование навыков литературного творчества, приобретение теоретических и практических навыков в работе с компьютерами и фотоаппаратурой. Одна из задач объединения по курсу журналистики «Пресс – центр»  — помочь начинающему журналисту в период его обучения «запустить» механизм самовоспитания, саморазвития творческого потенциала, которым обладает каждый индивид, то есть, стать личностью.

Обучаясь по данной программе, воспитанники объединения получат знания по следующим блокам: журналистике, компьютерной обработке, фотоискусству, составлению и выпуску периодической газеты, психолого-педагогическому сопровождению. Программа построена таким образом, что некоторые темы повторяются в нескольких годах обучения. С каждым годом происходит углубление, усложнение данных тем.

На занятиях объединения используются  такие формы организации занятий, как   беседа, дискуссия,  игра,  чтение и обсуждение статей из газет, подготовка выпусков собственной газеты, подготовка статей для публикации в газетах, подготовка стенных газет, выпуск различной печатной продукции, участие в конкурсах, акциях, творческих проектах.

Ежемесячно воспитанники объединения выпускают газету Центра внешкольной работы «Подросток. ru». Каждый  подросток ведет свою рубрику, рассказывая в ней читателям о том, что ему самому интересно,  о том, что он знает. В газете есть статьи о странах, о компьютерных играх, о поделках, о растениях, о животных. Но, самые интересные работы получаются, когда ребята пишут о мероприятиях, об объединениях,  которые они посетили, об опросах, которые провели. Помимо этого, некоторые из воспитанников пишут свои стихи, сказки, рассказы, составляют кроссворды.  С определенной периодичностью воспитанники объединения создают стенные газеты, посвященные праздникам, жизни в ЦВР. Появлению каждого номера собственной газеты или стенгазеты предшествует большая подготовительная работа: поиск идей, информации, планирование деятельности, редактирование текстов и т.д.

Создание различной печатной продукции (буклеты, листовки, пригласительные на мероприятия) также требуют проявления творческих способностей ребят. Необходимо придумать и создать такой продукт, который заинтересует читателей и заставит обратить на себя внимание. В век информационного изобилия, это, несомненно, сложная задача. Создавая пригласительные на культурно – массовые мероприятия ЦВР ребята также проявляют креативность – приглашение на каждое мероприятие должно быть оригинальным, не похожим на другие.

Стенные газеты. 

Еще одной формой отчетности объединения являются папки с информацией для объединений, которые ребята посещают.   В одной из рубрик газеты — «Знай наших» подростки рассказывают об объединениях  Центра. Приходя на занятия объединений, они наблюдают за их ходом, берут интервью у педагогов и воспитанников.

Работа над совершенствованием собственной группы в социальной сети «Vkontakte» также способствует формированию творческого потенциала обучающихся. Социальные сети – веяние нового времени, пользующееся большой популярностью у подрастающего поколения. Ребята заполняют группу цитатами и высказываниями и журналистике, видео — и аудиозаписями, связанными со спецификой работы журналистов, фотографиями с занятий «Пресс – центра» и массовых мероприятий Центра внешкольной работы и т.д. 

Традиционными являются мероприятия, связанные с профессией журналиста: Международный день журналистики (8 сентября),  День свободы печати (3 мая). Помимо этого, проводятся чаепития, приуроченные к праздникам. В рамках подобных мероприятий ребята общаются в менее формальной обстановке, развивая свои коммуникативные способности. Для того, чтобы мероприятия  получались более разнообразными, ребята готовят программу, используя свои творческие способности.   

Участие в массовых мероприятиях ЦВР.

Для более эффективного развития творческого потенциала подростков и освоения программы дополнительного образования детей по курсу журналистики, необходимо применять различные приемы (методы), помимо практического творчества, которым ребята занимаются на каждом занятии. К подобным приемам относятся игровые методы (ролевые игры «Интервью», «Телевизионная передача»; деловые игры «Редакционный коллектив», «Праздники»; игры на развитие памяти; навыков устной и письменной речи; игры на сплочение коллектива; проверку знаний основ журналистики). В деловой или ролевой игре обучающиеся ищут пути и средства оптимизации профессионального общения. Еще одним методом развития творческого потенциала ребят являются дискуссии на различные тематики, в рамках которой они могут выражать собственное мнение и учатся корректно отстаивать его. Участие в различных конкурсах и творческих проектах также позволяет ребятам развить свой творчески потенциал.

Комплекс методов и приемов позволяет раскрыть творческие способности ребенка. Кроме того, методы удовлетворяют разнообразные интересы детей.

Наличие результативности работы объединения говорит об успешном развитии коммуникативных и творческих навыков подростков, об определенной эффективности в работе с подростками и в реализации программы дополнительного образования детей по курсу журналистики.

Результативность развития способностей ребят как нельзя лучше проявляется в создании индивидуального портфолио. Каждый подросток складывает в свой «портфель» самостоятельные и конкурсные работы, достижения, создает разделы, посвященные книгам и работам о журналистике, цитатам о предмете и т.д. Разделы не фиксированы, как и форма портфолио. Все это – творчество самих ребят. Начиная выполнять одно и то же задание, подростки получают совершенно разный итог. 

В журналистском творчестве сочетаются интеллектуальное, коммуникационное, организаторское начала. У журналистов развито мышление, воображение. У журналистского творчества множество составляющих. Но главный инструмент творчества журналиста – слово. Оно играет в творчестве журналиста ведущую роль.

Л. С. Выгодский считал, что газета, если она правильно поставлена, объединяет больше, чем какая – либо другая работа. В ней находят применение самые разнообразные способности ребят: дети — художники иллюстрируют, украшают; склонные к литературе — пишут, организаторы ведут собрания, распределяют работу; любители переписывать, наклеивать, вырезать, а таких довольно много, с увлечением занимаются этим делом. Словом, находят себе применение самые разнородные детские склонности.