Филиал
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр»
п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский
Самарской области «Центр внешкольной работы»
Наименование работы: Методические рекомендации
к программе
«Эстетика для малышей или Красивые сказки»
Исполнитель: педагог дополнительного образования,
старший методист отдела эстетического воспитания 1 квалификационной категории
Вагина Юлия Михайловна
г. Самара, 2016
Пояснительная записка.
Программа «Эстетика для малышей или Красивые сказки» может реализовываться на базе школ раннего развития и детских садов с обучающимися дошкольного возраста.
Рекомендована для педагогов дополнительного образования художественной и социально — педагогической направленности, учителей общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, клубов по месту жительства, родителей.
Цель методических рекомендаций – оказать методическую помощь педагогам и родителям в эстетическом воспитании детей.
Источниками и средствами воспитания детей в дошкольном возрасте является окружающая их жизнь: общественная среда с её эстетикой труда, поведения и быта, искусство и природа, ведь от общения с прекрасным у детей возникают положительные эмоции.
Работа с дошкольниками по программе ориентирована на изучение правил и норм поведения в обществе. Ведь мораль и нравственность не закладываются в ребёнке с рождения. Если мы хотим, чтобы ребёнок обладал этим, то необходимо пройти с ним эти ступени познания. Идеалы совершенства дети ищут прежде всего среди своих близких и своих сверстников, поэтому предметом анализа будет жизнь и деятельность самих детей и окружающих их людей. Именно здесь происходит приобщение к культуре, к общим людским духовно – нравственным ценностям.
Большое внимание в программе уделяется приобщению детей к народной культуре — традициям и обычаям, изучению фольклора.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку, игры, движения. В соединении этих компонентов образуется синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Это позволяет комплексно подойти к духовно – нравственному воспитанию детей, решать коммуникативные и речевые проблемы.
Актуальность. Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. Радует то, что сегодня формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики.
В системе образования – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Подлинно человеческая, гуманистическая организованная окружающая среда является основой проявления и укрепления в сознании ребенка доверия к окружающему миру. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно – развивающем взаимодействии с взрослыми и с другими детьми.
Эта среда, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, закладывается формирование основ нравственных качеств в их дальнейшей жизни.
В основу данной программы положены следующие нормативные документы, регламентирующие деятельность ОУ в сфере дополнительного образования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)
- План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (рассматривается только как методические рекомендации)
- Устав Филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области «ЦВР».
Отличительной чертой и новизной программы является то, что каждое занятие начинается с рассказывания сказки или истории, что детям очень интересно и легко ими воспринимается. Потом сказка обсуждается, проводятся игры и упражнения по теме, практические и творческие занятия.
Эта программа научит детей видеть прекрасное рядом с собой – в жизни и стремиться к нему, поможет овладеть основными знаниями об этике и этикете, о различных видах и жанрах искусства, о творчестве известных деятелей культуры и искусства, народном творчестве, о красоте природы и бережном отношении к ней, развить творческие способности и речевую выразительность.
Педагогическая целесообразность. Эстетические критерии, нравственные вкусы воспитанников будут развиваться в том случае, если дети имеют постоянную, активную оценочную практику.
В связи с этим, на занятиях важно добиваться от детей мотивированных эстетических суждений, то есть ответов на вопросы: какое чувство вызывает то или иное событие, образ, поступок, картина, художественная деталь.
В ходе реализации программы дети овладеют умениями соблюдать этикет в общественных местах, театре; выполнять упражнения на развитие голосового и речевого аппарата, сочинять небольшие рассказы и сказки, пересказывать и выразительно читать сказки и литературные произведения; различать виды искусства; играть в народные игры; научатся бережно относиться к природе.
На втором году обучения большое внимание уделяется изучению фольклора.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей различать добро и зло, защищать слабых, проявлять заботу и великодушие.
Теоретическая часть.
Предлагаемый курс “Эстетика для малышей или Красивые сказки” содержит три основных раздела:
- Этикет (поведение в общественных местах, гостевой этикет, речевой этикет, внешний вид).
- Искусство (изобразительное искусство, скульптура, декоративно – прикладное искусство, фольклор, музыка, танец, литература, театр, кино, цирк).
- Природа (красота времен года, их звуки и краски, небесная и подводная красота, охрана природы).
- Цель и задачи.
Целью программы является духовно – нравственное воспитание ребёнка посредством систематизации знаний детей об основных видах искусства и создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.
Задачи, которые решаются на занятиях:
Образовательные:
— закрепить и расширить эстетические представления дошкольников, полученные в семье, в детском саду о прекрасном в жизни, природе и искусстве;
— познакомить детей с различными видами и жанрами искусства, с творчеством известных деятелей культуры и искусства, народным творчеством;
Воспитательные:
— формировать духовно – нравственное здоровье детей;
— создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, доброго отношения к окружающим;
Развивающие:
— развивать творческие способности детей через совершенствование речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
— развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у дошкольников;
- Организация процесса обучения.
Обучение детей в возрасте 5 — 7 лет. Первая ступень – начальная –для детей 5-6 лет.
Вторая ступень – для детей – старше 6 лет.
Срок реализации программы: 2 года обучения.
1 год – ознакомительный, 2 год – углубленное изучение.
Всего в год 144 часа. Количество: 1 группа — 15 детей. Занятия 2 раз в неделю по 2 часа (занятие – 30 минут – в возрасте 5-6 лет и 35 минут – в возрасте 7 лет).
Формы организации занятий:
Занятия являются групповыми, фронтальными и индивидуальными.
III. Ожидаемые результаты.
- Личностные результаты:
- сформированные умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты;
- развитие основных моральных норм, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения или нарушения моральной нормы;
- развитие фантазии, воображения, наглядно – образного мышления, произвольной памяти и речи обучающихся.
- Метапредметные результаты:
- грамотная организация рабочего места, аккуратное ведение рабочего процесса;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- сформированная коммуникативная компетентность обучающихся.
- Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
- основные правила этикета;
- различия между основными видами и жанрами искусства (изобразительное, фольклор, музыка, танец, литература, театр, кино, цирк)
- основы сохранения природы;
Обучающиеся научатся:
- проводить тренинг из пройденных игр и упражнений;
- работать над укреплением дыхания, над развитием гибкости, звучности голоса;
- работать над речевой культурой;
- владению приёмами пластической выразительности;
- навыкам народного декоративно — прикладного творчества и фольклора;
- применять полученные знания по истории, народным традициям и обычаям на практике;
- пересказывать сказки, рассказы, читать выразительно стихи;
- бережно относиться к природе.
- Общественно – значимые результаты: в процессе обучения будет создано творческое содружество обучающегося и педагога; будут достигнуты презентабельные результаты деятельности обучающихся: призовые места в учрежденческих, городских, областных, всероссийских и международных мероприятиях.
Для диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов обучения используются различные методы.
Критерии и способы определения результативности
- Личностный блок.
Этапы | Предмет контроля | Методы контроля |
1. Предварительный (начало обучения по программе)
2. Промежуточный (I полугодие – декабрь, II полугодие – апрель-май) 3. Итоговый по окончанию курса обучения. |
Выявление:
— умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; — развития основных моральных норм, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения или нарушения моральной нормы — развития фантазии, воображения, наглядно – образного мышления, произвольной памяти обучающихся. |
Методика КОС В.В. Синявского, Б.А. Федоришина
Диагностика моральных норм Кеттелла
Методика Р.С. Немова. |
- Метапредметный блок.
Этапы | Предмет контроля | Методы контроля |
1. Предварительный (начало обучения по программе)
2. Промежуточный (I полугодие – декабрь, II полугодие – апрель-май) 3. Итоговый по окончанию курса обучения. |
Регулятивные УУД:
грамотная организация рабочего места, аккуратное ведение рабочего процесса; Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные УУД: сформированная коммуникативная компетентность обучающихся. |
Сюжетно-ролевая игра, тестирование.
Творческая работа
Методика В.Ф. Ряховского |
- Предметный блок.
Этапы | Предмет контроля | Формы проведения аттестации | Система оценки
|
1.Предварительный (начало обучения по программе) | Выявление способностей и наклонностей (для первого года обучения), наличие имеющихся знаний и умений в предмете (для второго года обучения) | Анкетирование | З уровневая шкала (высокий уровень,средний уровень, низкий уровень) |
2.Промежуточный (I полугодие – декабрь,
II полугодие –апрель-май) |
— прочность усвоения полученных знаний, приемов, навыков за прошедший период;
— выявление пробелов в усвоении программы |
Контрольный урок
Итоговое занятие |
Зачет
5 – бальная система оценки |
3. Итоговый (по окончании курса обучения) | — усвоение курса программы за весь период обучения | Экзамен
|
5 – бальная система оценки |
- Общественно – значимые результаты: призовые места в учрежденческих, городских, областных, всероссийских и международных мероприятиях (конкурсы).
Для определения комфортности и мотивации данной программы необходимо проводить психолого-педагогический мониторинг с привлечением специалистов.
По положительным результатам экзамена выдаются свидетельства об окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной программе.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
— Педагогическое наблюдение.
— Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, опросов.
Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности. Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения.
Участие обучающихся в мероприятиях (концертах, викторинах, спектаклях), активности обучающихся на занятиях, открытые занятия с показом для педагогов и родителей, участие обучающихся в конкурсах, фестивалях.
Осуществляется сбор данных (анкеты, тесты).
Педагогические технологии, формы и методы работы по программе.
Возрастные особенности дошкольников требуют, чтобы образовательная среда была увлекательной, часто обновлялась. Занятия были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из популярных сказок, детских мультфильмов.
Особое значение на занятиях отводится игре, ведь она не только помогает воспитывать, но и обучает, и развивает, так как в этом возрасте для детей игра – основной вид деятельности. Процесс занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему: общеразвивающих, народных игр; игр и упражнений на развитие речи, дыхания; дидактических игр; игр на развитие слухового и зрительного внимания; игр на развитие памяти, воображения, логики; тематических занятий.
На занятиях широко используются различные наглядные пособия (репродукции, фотографии, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства, музыкальные, театральные предметы, а также записи с детскими песнями, музыкальными сказками, литературными произведениями, мультфильмами).
На каждом занятии проводятся физкультминутки, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, что помогает развитию оздоровительной среды.
Формы работы:
— беседа, рассказ,
— наблюдение,
— упражнения, игры,
— артикуляционная гимнастика,
— инсценировки,
-самостоятельная и коллективная работа.
Помимо перечисленных разнообразных методов используются и такие формы обучения, как прослушивание аудиоматериалов, просмотр видеофильмов, спектаклей, посещение театров, музеев, использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности.
Методическое обеспечение
- I. Педагогические и технические условия для реализации программы.
Реализация программы «Эстетика для малышей» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием (пианино или роялем, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
хореографический зал, оборудованный специальным напольным покрытием, станками, зеркалами, пианино;
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м.
Учебные аудитории оснащаются пианино или роялем, звукотехническим оборудованием, видеоаппаратурой, учебной мебелью и оформляются наглядными пособиями.
- II. Дидактическое обеспечение программы: В работе по программе используются следующие технологии:
1.Визуальная – просмотр видео фильмов «Всё о гриме. Аквагрим», «Музеи мира» и др, отрывков из мультфильмов, народных сказок, детских кинофильмов, драматических постановок, оперы, балета, оперетты и д.р.
- Компьютерно – мультипликационная: просмотр презентаций «Художник», «Основы грима», «Жизнь и творчество замечательных людей», «Театр для малышей», «Мир искусства» и д. р.
Интерактивные видео уроки «Шедевры русской живописи».- Программное обеспечение М.: компания «Кирилл и Мефодий». 2001.
«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». Интерактивный мир. М. компания «Новый диск».
3.Технология аудирования – прослушивание музыкальных произведений (опера, оперетта, народная музыка; классическая и симфоническая музыки Баха, Бетховена, Шопена и др., песни на стихи детских композиторов Г.Гладкова и др.)
Прослушивание отрывков из литературных классических произведений А.С. Пушкина и др., детских рассказов Б. Житкова, В. Овсеева, Б. Паустовского и др., стихов А. Барто, А. Фета, басен С. Крылова, русских народных и авторских сказок.
— методическая литература — журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование».
— изображения картин великих художников – Айвазовского, Шишкина, Левитана, Грабаря и др.
— наглядный материал (карточки слов, картинки для составления рассказов, таблицы труднопроизносимых буквосочетаний, )
III. Методические приёмы работы:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (игры, упражнения);
Применяются также следующие методы:
— творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
- игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, проведение праздников и др.).
— эмоциональные (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Процесс занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему:
- Общеразвивающих игр;
- Народных игр;
- Игр и упражнений на развитие речи, дыхания;
- Дидактических игр;
- Игр на развитие слухового и зрительного внимания;
- Игр на развития памяти, воображения, логики;
- Тематических занятий;
- Практических занятий;
- Выступлений.
Практическая часть
Обучение дошкольников в данной программе направлено на создание такой среды, которая представляет собой систему условий воспитания культуры ребёнка, систематизации его знаний о различных видах и жанрах искусства, развития его речевых и творческих способностей.
Это виды предметно ‑ пространственной среды:
«Знакомство с музыкой» включает в себя трансформируемую среду — «Классики — детям», «Симфонический оркестр», «Музыкальный оркестр». Детям очень нравится играть на музыкальных инструментах, изучать их виды, слушать различную музыку — детские песни, классическую музыку.
Очень любят дошкольники танцевать. Изучая различные виды танцев, слушая музыку, повторяя движения, они снимают напряжение, раскрепощаются.
Рассматривая произведения художников под музыкальное сопровождение «Знакомство с живописью», ребёнок погружается в мир прекрасного. У него формируется нравственный и духовный мир.
«Знакомство с художественной деятельностью» и «Знакомство с декоративно – прикладным творчеством» учат дошкольников элементам рисования, лепки, аппликации, развивая художественный и эстетический вкус детей. Дети изучают виды росписи – полховскую, гжельскую, майдановскую, хохломскую, городецкую.
«Знакомство с фольклором» способствует воспитанию патриотизма, любви к малой Родине, чувства гордости за нашу страну. Это изучение потешек, прибауток, русских народных сказок, народных игр и забав, традиций русского народа, обрядов, обычаев, истории и изготовлению русской куклы.
«Знакомство с литературой», где дошкольники знакомятся с лучшими литературными детскими произведениями и разными сказками, учатся различать добро и зло.
Основным приоритетным направлением в программе является – познавательно – речевое развитие детей. Это «Театральная комната», где дети занимаются артикуляционными и дыхательными упражнениями, получая положительные эмоции.
«Поход в театр» знакомит с основными правилами этикета, многообразие видов театра – кукольного, пальчикового, перчаточного, теневого, настольного, «театра теней», театра на фланеграфе, «театра Петрушки» знакомит детей с великолепным миром театра, развивает их творческие способности и музыкально – пластическую выразительность.
Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте – это новый шаг вхождения в окружающий мир, поэтому ознакомлению с прекрасным в природе, нас окружающей, отводится значительное время. В уголке «Ознакомления с окружающим» ребята узнают о красотах природы, знакомятся с видами растений, занесённых в Красную книгу, учатся любить и беречь нашу матушку – природу не только в беседах и просмотре книг и иллюстраций, но и в живую наблюдая за растениями, цветами, рыбками, животными. Общение с живой природой в группе и на прогулках вызывает бурю положительных эмоций.
«Социально – личностное развитие» детей направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Создают атмосферу сотрудничества и повышают интерес детей к народным традициям и обычаям, творчеству совместные праздники с родителями «День рождения!», «Осенние посиделки», «Сбор урожая», «Новый год», «Масленица», «Минуты и часы общения».
«Результативность» показывает, каких успехов достигли учащиеся за время обучения по программе
(См. Приложение № 1 Обучающая среда)
- Учебно – тематический план программы.
Учебно – тематический план 1 года обучения
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО |
1. | Вводное занятие. Игры на знакомство. | — | 1 | 1 |
2. | Этика и этикет. | 2 | 6 | 8 |
3. | «Рождение музыки». | 1 | 7 | 8 |
4. | «Мы с тобою песенку пропоём». | 1 | 6 | 7 |
5. | «Ноги сами рвутся в пляс». | 1 | 7 | 8 |
6. | «Нам художник о многом рассказал». | 1 | 7 | 8 |
7. | «Скульптура». | 1 | 7 | 8 |
8. | «Ремесло художника». Народные промыслы | 1 | 7 | 8 |
9. | Литература. | 2 | 14 | 16 |
10. | «Волшебство театра». | 2 | 14 | 16 |
11. | «Красота родной земли» | 2 | 14 | 16 |
12. | Общеразвивающие игры. | 1 | 17 | 18 |
13. | Народные игры. | 1 | 7 | 8 |
14. | Артикуляционные упражнения. | 1 | 7 | 8 |
15. | Театрализованные фольклорные праздники. | — | 6 | 6 |
ИТОГО: | 17 | 127 | 144 |
Примерное содержание тем 1 года обучения.
СЕНТЯБРЬ
1.Вводное занятие «О чем рассказывают наши имена?
2.“Что такое красота?”
3.Мы слышим красивые звуки. Рождение музыки.
4.Вспоминая красное лето. За что мы любим лето? (песни, стихи, сказки, легенды, загадки о цветах).
ОКТЯБРЬ
5.Самая любимая игрушка и игра.
6.«Мы с тобою песенку пропоём»,
7.«Осенины» (фольклорный праздник).
8.«У природы нет плохой погоды».
НОЯБРЬ
9.Свет мой зеркальце, скажи…Красота внешнего вида.
- «Этика и этикет – важнее их в общении нет».
11.«Ноги сами рвутся в пляс». О танце.
- Народные игры и забавы.
ДЕКАБРЬ
13.«Нам художник о многом рассказал».
14.«Волшебство театра». Игра: “Мы пришли в театр”.
- Кукольный театр С. Образцова. Игра “В кукольном театре”.
- Пальчиковый, теневой, настольный театр.
ЯНВАРЬ
- Идёт волшебница – зима. Новогодние поделки.
- «Колядки» (фольклорный праздник).
- Как мы говорим? Речевой этикет. Игра “Разговоры по телефону”.
- Путешествие в удивительную страну Литературу.
ФЕВРАЛЬ
- Мои любимые поэты. Викторина.
- «Ремесло художника». Народные промыслы.
- Игрушки из природного, бросового материала.
- Скульптура.
МАРТ
- Здоровье и красота человека. Уроки Мойдодыра.
- «Весна – Красна». Пробуждение природы в искусстве.
- «Красота родной земли». Цвет в природе.
- Международный день театров и музеев.
АПРЕЛЬ
- «Весенний праздник птиц» (фольклорный праздник).
- «1, 2, 3, 4, 5 – в сказку мы пришли опять».
- «Наши добрые друзья животные». Сказки о животных.
- Знаешь ли ты лес? Лесные сказки.
МАЙ
- Путешествие в страну Мульти-Пультию.
- Бытовые сказки.
- «Здравствуй, лето!» общеразвивающие игры на свежем воздухе.
- Итоговое занятие. Задание на лето.
К концу 1 года обучения
БУДУТ ЗНАТЬ
Правила поведения в театре, в общественных местах. Простейшие артикуляционные упражнения. Виды искусства (скульптура, литература, музыка, живопись, театр, хореография), виды народного творчества (фольклор, декоративно – прикладное творчество, народные игры). Скороговорки, чистоговорки, потешки, стихи. Основы сохранения красоты родной природы, воспитания любви к ней и заботы. |
БУДУТ УМЕТЬ
Соблюдать этикет в общественных местах, театре. Выполнять упражнения на развитие речевого аппарата, дыхательную гимнастику, простейший диалог. Сочинять небольшие рассказы и сказки, пересказывать сказки и литературные произведения. Соблюдать народные традиции, играть в народные игры. Бережно относиться к родной природе.
|
КОНТРОЛЬ
Театрализованно – игровые программы, фольклорные праздники. Подведение итогов занятий (групповых и индивидуальных). Промежуточная диагностика. |
- Учебно – тематический план 2 года обучения
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО |
1. | Вводное занятие. | — | 1 | 1 |
2. | Народные обычаи и традиции. | 4 | 16 | 20 |
3. | Календарные праздники. | 4 | 8 | 12 |
4. | Малые фольклорные формы. | 2 | 16 | 18 |
5. | Народные промыслы. | 4 | 12 | 16 |
6. | Красота родной земли. | 6 | 1 | 7 |
7. | Общеразвивающие игры. | 1 | 9 | 10 |
8. | Народные игры. | 1 | 15 | 16 |
9. | Артикуляционные упражнения. | 1 | 7 | 8 |
10. | Музыка и танец. | 2 | 10 | 12 |
11. | Театр «Петрушки». | 1 | 17 | 18 |
12. | Театрализованные фольклорные праздники. | 1 | 5 | 6 |
ИТОГО: | 27 | 117 | 144 |
Примерное содержание тем 2 года обучения.
СЕНТЯБРЬ
1.Вводное занятие.
- «Моя семья».
- Рождение музыки и танца.
- «В сентябре лето кончается».
ОКТЯБРЬ
5.Самая любимая игра.
6.Частушки. Народный фольклор.
- Народные музыкальные инструменты.
8.«Осенины» (фольклорный праздник).
НОЯБРЬ
- «Предзимье».
- «Встреча у околицы». Малые фольклорные формы.
11.«Ноги сами рвутся в пляс». Хороводы.
- Народные игры и забавы.
ДЕКАБРЬ
13.«Нам художник о многом рассказал».
- «Праздник валенка».
- «Волшебство театра». Театр Петрушки.
16.Изготовление кукол для театра.
ЯНВАРЬ
- Идёт волшебница – зима. Новогодние поделки.
- «От колядок до оспожинок». Приметы зимы.
- Путешествие в удивительную страну Литературу.
- Мои любимые сказки. Викторина.
ФЕВРАЛЬ
- Маслёна неделю гуляет.
- «Ремесло художника». Народные промыслы.
- В гости к нам пришли матрёшки.
- Кукла на ложке.
МАРТ
- «Март – утро года».
- Театрализовано — игровая программа «Пасха».
- «Где водятся волшебники?».
- «Весна – Красна». Пробуждение природы в искусстве.
АПРЕЛЬ
- «Апрель – с водою. Май с цветами».
- «В заветной сказочной стране».
- «Приключения весёлых лягушат».
- «Лес – зелёный дом».
МАЙ
- Путешествие в страну «Вообразилию».
34.Сказки народов разных национальностей .
- «Здравствуй, лето!» Общеразвивающие игры на свежем воздухе.
- Итоговое занятие.
К концу 2 года обучения
БУДУТ ЗНАТЬ
Артикуляционные упражнения. Дыхательную гимнастику. Гимнастику для глаз. Правила поведения в общественных местах, театре. Трации и обычаи родного края. Иметь элементарные представления о календарных народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Рождество, Масленица, Пасха). Роль семьи в обществе, семейный уклад. Виды народного творчества (малые фольклорные формы, народные песни). Названия народных инструментов. Элементы хоровода. Декоративно – прикладное творчество (виды росписи). Народные забавы, игры. Основы сохранения красоты родной природы, воспитания любви и заботы к ней. Скороговорки, чистоговорки, стихи, русские народные сказки. |
БУДУТ УМЕТЬ
Исполнять упражнения на развитие голосового аппарата, простейший диалог. Выполнять пальчиковую, дыхательную гимнастику для глаз. Соблюдать этикет в общественных местах, театре. Соблюдать традиции и обычаи родного края. Уметь рассказать о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Рождество, Масленица, Пасха). Знать историю своей семьи. Знать пестушки, потешки, заклички, частушки и другие малые фольклорные формы. Различать по звучанию народные инструменты. Исполнять элементы хоровода. Уметь отличать виды и выполнять элементы росписи – городец, палех, гжель, хохлома, дымка. Играть в народные игры и забавы. Бережно относиться к родной природе. Пересказывать русские народные сказки. Разыгрывать русские народные сказки и песни. Уметь произносить скороговорки, чистоговорки. |
КОНТРОЛЬ
Театрализованно – игровые программы, фольклорные праздники. Подведение итогов занятий (групповых и индивидуальных). Итоговая диагностика. |
- 3. Материально-техническое и наглядное обеспечение
- Видеокамера,
- Мультимедийный проектор
- Магнитофон,
- DVD
- Аудио и видеокассеты.
- Микрофон.
- Компьютер.
- Игры настольные.
- Канцелярские принадлежности.
- Диски с музыкальными записями.
- Реквизит для подвижных игр.
- Музыкальные инструменты.
4.Работа с родителями
Работа с родителями проводится в течение всего года. Это «Минуты и часы общения» (консультации), родительские собрания (2 раза в год). Немаловажным является анкетирование родителей с целью выявления уровня их удовлетворённости деятельности педагога, учебным процессом.
Осуществляется мониторинг родительского спроса на необходимые образовательные услуги. Предполагается участие родителей в праздничных мероприятиях объединения, спонсорская помощь на изготовление декораций и пошив костюмов.
Вывод.
Таким образом, я считаю, что занятия по программе «Эстетика для малышей» способствуют положительному эмоциональному состоянию ребёнка, формирует общую культуру личности обучающегося, развивают в нём социальные, духовно — нравственные, эстетические, интеллектуальные качества.
Дети заинтересованы занятиями, делятся с родителями и воспитателями полученными знаниями и эмоциями. Развивается их творческая активность и самостоятельность.
Список рекомендуемой литературы
Для педагогов:
- Алянский Ю.Азбука театра. Ленинград. Дет. Лит., 1940
- Арсенина Е.Н. Развлечения со значением. Внеклассные мероприятия для дошкольников и младших школьников. – Волгоград. Учитель. 2007 .
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль, Академия развития. 1997.
- Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – С. Пб.: «Детство – Пресс», 2001.
- Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.:Педагогика,1989.
- Весёлая З.А. Игра приглашает всех. Минск 1985.
- Гудилина С.И. Игровая азбука. М.: Аквариум,1998.
- Закон «Об образовании».
- Клаус Фопель. Психологические игры и упражнения. Как научить детей сотрудничать? – Изд – во «Генезис», 2010.
- Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5 –е изд- е. – М.: «Академия» 2004.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Уч. пособие для студентов ВУЗов . – М.6 ТЦ : Сфера, при участии «Юрайт», 2001
- Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное. Метод. Рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.- М.: ООО «Баласс», 2011.
- Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений. – Москва, 1990.
- Козак О.Н. Простые словесные игры. – СПб, 1998.
- Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006
- Куприянова Л.Л.. Русский фольклор: Учеб. для 1 кл. четырёхлет.нач. шк.-М.: Мнеемозина, 2002.
- Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное. Метод. Рабочая тетрадь. Ч.1.- М.: ООО «Баласс», 2011.
- Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное. Метод. Рабочая тетрадь. Ч.2.- М.: ООО «Баласс», 2011.
- Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное. Метод. Рабочая тетрадь. Ч.3.- М.: ООО «Баласс», 2011.
- Лопатина А, Скребцова М, Сказы матушки земли, М,: «Амрита – Русь», 2008.
- Максимова А.А. Учим общаться детей. Методическое пособие. – Москва, ТЦ Сфера, 2005.
- Маслов А.А. «Портфель вожатого», Волгоград, издательство «Учитель», 1990.
- Милославов П.М. Старинные народные песни. Сост. и ред. А.К Носкова, Самара: Изд-во «Поволжье»1998
24.Миткалиева Е.М. Сборник сценариев по ОБЖ. – Москва, «Айрис– пресс», 2006.
25.Народный месяцеслов. Сост. Г.Д. Рыженков. М.: Современник, 1991.
26.От зимы до осени. Фолькорный праздник в школе. Сост. Г. Науменко. М.: Дет. Лит.1982.
27.Семенака С.И. Учим детей доброжелательному поведению. М.: «Аркти», 2010.
- Сказочная игротека. Автор – составитель М. С. Коган. Сиб. универ. издат. Новосибирск, 2009.
29.Турусова О.В.Общая психология.Изд – во «Самарский университет», 1992.
30.Фольклорно – экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста.- Автор – составитель Г.А. Лапшина. – Волгоград. Учитель. 2008.
31.Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Изд – во «Высшая школа», 1990.
32.Читаем, учимся, играем. Сб. сценариев для библиотек и школ. Изд – во «Либерия – библиопринт». 2012-2015 гг.
33.Эстетика для малышей. Красивые сказки. М: Учитель, 2006.
http://businesstest/ru/test/asp
http://koriphey/ru/proekty/sao/index/php
Литература для учащихся:
1.Кокорин А. Вам привет от Станиславского М. 2002 г.
2.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, № 9/2011.
3.Петрова Л. Основы речевого тренинга М. 2005г.
4.Православная радуга. Журнал для детей, № 3, 2002. –Изд-во СНЦ РАН
5.Рубб А. 30 бесед об эстрадных концертах. М. 2004 г.
6.Совместные праздники для школьников и родителей М. 2006г.
7.Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста «Нескучалия» М. 2001г.
8.Соколова С. Сказки из бумаги, — СПб: ЗАО «Валерии СПб», 1998.
- Ушакова О.Д. Великие художники. Справочник школьника. – С.П. Изд. дом «Литера», 2005.
- Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособ. Сост. Н.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. М.: Изд. Центр. «Академия», 1997.
- Шалаева Г.П. Правила поведения для воспитанных детей.- М.:АСТ: СЛОВО,2013. Якуб С. К. Вспомним забытые игры. М.: Дет. Лит, 1988.
12.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура – Москва: «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
13.Якуб С. К. Вспомним забытые игры. М.: Дет. Лит, 1988.
14.Янкелевич. Е. От 3до 7. Гимнастика для всех. Изд-во «Физкультура и спорт». М.1988