Роль игры в жизни дошкольников

АЛЕЕВА Л.М.

РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Учеба в современной школе – достаточно сложный психологический этап в жизни ребенка, поэтому нужно готовиться к нему основательно. Очень важно общение со сверстниками, посещение ребенком дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования. Дети должны иметь базовые представления о том, как устроен мир – знать правила дорожного движения, номера служб, данные о себе и своей семье, правила поведения в общественных местах и т. д. Всему этому легче всего научится через игру.

Игра – это один из главнейших видов деятельности ребенка дошкольного возраста, важнейшая составляющая в жизни каждого ребенка. Важно не только правильно спланировать игру, но и правильно руководить этой игрой. Именно игровая деятельность способствует развитию и самореализации, успешному обучению в школе.

Очень полезны и эффективны коллективные сюжетно-ролевые игры. Ребенку важно понять и познать суть исполняемой им роли. Это поможет ему легче видеть, понимать установленные правила и ограничения. Играть с ребенком необходимо в условиях детского сада, на дошкольных занятиях и дома. Зачастую родители не играют со своим ребенком, ссылаясь на то, что он уже вырос, что ему не интересно, либо всему виной их занятость, как следствие отсутствия времени, усталость, психическое и физическое напряжение, отсутствие понимания, финансовые трудности и многое другое. А ведь именно в детстве в игре развиваются воображение, мышление, общение, эмоции и многие другие психологические процессы. Нарушается еще один важнейший принцип – системность.

За год до школы ребенок должен преодолеть огромный барьер: подготовиться психологически к учебе в школе, научиться не бояться трудностей на своем пути, совмещать учебную деятельность, личные интересы и интересы семьи, общества, помогать родителям, младшим сестрам и братьям и, по возможности, просто любому нуждающемуся в его поддержке и помощи. Все это возможно преодолеть, если перевести сложные задачи и проблемы в игровую форму и спланировать их выполнение через игровую деятельность. Необходимо анализировать каждый выполненный шаг, каждый успех и каждую ошибку, не ругать  и не наказывать за неудавшееся, а совместно искать пути выхода из сложившейся обстановки (ситуации). Лучше всего и плодотворнее будет, если привлечь ко всему игру, игровую деятельность, ролевую игру. Ребенок будет доволен результатами своей работы и менее болезненно воспринимать недостатки и неудачи в работе. Более того, у него появится мотивация переделать всё так, как нужно, а в дальнейшем все выполнять, следуя строго инструкции или требованиям, и не бояться дальнейших оплошностей.

Детям нравится, когда на них возлагают роль взрослого, обязанности взрослого. Такая работа способствует появлению учебной мотивации и исчезновению страха перед непознанным и неосвоенным, новым. Однако необходимо все это проговорить, озвучить.

Ребенку просто необходимо работать в группе, в паре, выполнять требования наставника, соблюдать режим занятий и т.д. Может появиться рассеянность, апатия к учебе. Зачастую ребенок идет в школу, умея читать, считать, но у него не развита мелкая моторика и устная речь. Ребенок не может ответить полным ответом на самый простой вопрос. Умея хорошо читать, он не может написать ни одной буквы, либо умеет писать, но не может написать правильно ни одного слова. Всему этому причиной оказывается раннее принудительное обучение детей без совмещения учебной деятельности и игровой. Нужно не только научить ребенка читать и считать, но также развивать его логические, физические, творческие способности, развивать способность работать самостоятельно, в группе и в коллективе. Важно не только научить ребенка получать готовые знания, но и добывать их самому и применять на практике. Не нужно бояться совмещать, чередовать различные виды деятельности дошкольников. Необходимо также учитывать психическое и физическое самочувствие детей. Система дополнительного образования, а именно занятия по подготовке детей к школе, позволяют реализовать совмещение учебной и игровой деятельности. 

Главная цель педагога дополнительного образования – настроится на сотрудничество, взаимодействие, понимание, готовность прийти на помощь, полностью отказаться от назидательности. Педагогу очень важно также учитывать индивидуальные особенности и способности ребенка. Педагог должен стать старшим другом, помощником маленькому ребенку.

Будущий успех подрастающего ребенка во многом зависит именно от того, как он развивался в детском возрасте. Совместная работа детского сада, учреждения дополнительного образования и семьи являются стартовой позицией для развития будущей личности. Потому что именно в дошкольном возрасте происходит закладка всех основных особенностей личности. То, каким он станет, зависит от того, как он чувствовал себя, что его окружало, в какой обстановке и атмосфере происходило его развитие и становление.

Дети, лишенные дошкольной подготовки, оказываются не готовыми к новому важному этапу в их жизни. Таким образом, в одном классе оказываются дети разного уровня подготовленности, разного темпа адаптации к школе, разного уровня успеваемости и успешности в жизни.

Ребенку необходимо научиться правильно и адекватно воспринимать окружающую его действительность, учиться решать спорные и конфликтные ситуации, научиться общаться, строить правильно свою речь, правильно вести себя в той или иной ситуации. Всему этому способствует работа в игровой форме и систематический подход к воспитанию и образованию.