Филиал
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр»
п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский
Самарской области «Центр внешкольной работы»
Методическая разработка сценария
«Я живу, чтобы нести мир и добро»
Авторы — разработчики: педагог дополнительного образования,
Богданова Марианна Валентиновна,
Старший методист, пдо Вагина Юлия Михайловна
П.г.т. Стройкерамика, 2017 год
Данная методическая разработка рассчитана на обучающихся в возрасте 7-18 лет. Время проведения: 40 мин.
Цель: сформировать мотивацию у детей и подростков к доброте и добрым поступкам.
Задачи:
- Сформировать необходимость быть воспитанным, дружелюбным, правдивым, порядочным.
- Сформировать навыки положительного поведения в обществе.
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Материалы и оборудование: презентация «Ты и дорога»
(проектор), музыкальное оформление (магнитофон, колонки, флеш-карта), иллюстрации из журналов, книг, ширма, театральные костюмы синие пилотки – 8 штук,
Стих. С. Острового
В 1: В жизни по – разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости.
В 2: А можно и так: на рассвете встать,
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённое солнце достать
И подарить его людям!
В 1: Для чего мы живём на этом свете?
Конечно же, для того, чтобы нести добро, свет всем людям.
Каким же должен быть настоящий человек?
В 2: Конечно же, честным, ответственным, воспитанным, добрым. О том, как доброта может помочь нам в жизни, послушаем письмо «Путями доброты» из книги Дмитрия Лихачёва «Письмо о добром и прекрасном».
«Что же самое главное в жизни? Главное может быть у каждого своё собственное, неповторимое. Но всё же главное должно быть у каждого человека.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа.
Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хотя бы на время забыть о своих интересах, о себе.
Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно!»
В 1: Самое главное для человека – это дружба. Без дружбы душа человека может погибнуть. Люди, которые умеют дружить – самые счастливые на земле.
В 2: Эти слова может подтвердить песня «Мой друг».
- Если мы вдруг
Все встанем в круг
И за руки вместе возьмёмся,
Станет вокруг немного светлей,
Давайте же все улыбнёмся!
Припев: Мы живём для того,
Чтобы мир сделать лучше,
Чтобы добрым и честным
Каждый стал человек.
- Милый мой друг,
Добрый мой друг
Искренним будь и отважным,
Чтоб совесть и честь, отвага и долг
Стали для нас самым важным.
В 1: У всех людей разный характер – все, бывает, обижаются и ссорятся, но намного лучше будет, если мы научимся прощать все обиды.
Стихотворение «Злое чувство».
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе.
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови.
Злое слово подбирать,
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетела высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко, легко…
В 2: Воспитанный человек, это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна; это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими. Воспитанный человек не выставляет себя на показ.
В 1: Строго выполняет данные обещания, не важничает, не задирает нос и всегда один и тот же – дома, в школе, в магазине. Но не все родители правильно понимают как надо воспитывать детей. Некоторые делают это по японской системе.
СЦЕНКА «В автобусе».
Действие происходит в автобусе. Рядом с молодой женщиной сидит ребёнок лет четырёх. Напротив сидит женщина в белой юбке. Возле них стоит молодой человек: на голове – «ирокез», одет в кожаную куртку с многочисленными кнопками и цепями и смачно жуёт жвачку, надувая пузыри. Мамаша не обращает внимания на то, что её ребёнок постоянно вертится и целенаправленно пачкает ногами сидящую напротив женщину. Наконец последняя не выдерживает и возмущается:
Пассажирка – «Женщина! Ваш ребёнок пачкает мою одежду, успокойте его!».
Мама — «Я воспитываю своего сына по японской системе, согласно которой ребёнка нельзя ругать и наказывать до пяти лет, а можно только хвалить, ответила та и обратилась к малышу, — хороший ты мой мальчик».
Тут молодой человек с «ирокезом» достаёт изо рта жвачку и приклеивает её на лоб мамаше со словами:
Парень – «Меня тоже до пяти лет воспитывали по японской системе».
В 1:А сейчас послушайте частушки, в которых высмеиваются отрицательные черты характера человека.
ЧАСТУШКИ
- Для сатиры, ясно всем,
Есть ещё не мало тем.
Мы на сцену вышли с тем,
Чтоб коснуться этих тем!
- Образован очень Сёма,
Он имеет два диплома,
А ругается притом,
Хоть давай ещё диплом!
- Чтобы парнем быть культурным,
Он плевал всегда лишь в урны,
Часто промахи давал,
Но на это он плевал!
- Был в заданиях домашних
Ум замечен и талант.
Оказалось, что заданья
Пишет умный консультант!
- Как – то раз лентяю Сене
Поручили делать дело,
Он без дела не сидел,
И таких наделал дел!
- После нецензурной брани
О прощенье просит Саня.
Раз простили, два простили,
Сквернослова мы взрастили!
- Если школьник влюбится
Вдруг весною в марте,
То напишет чувства все
Он свои на парте!
8.Никогда Борис не спорит,
Не вступает в прения,
Много благ имеет Боря,
Не имеет мнения!
В 2: Чтобы называться Человеком с большой буквы, необходимо постоянно работать над собой, над своим характером, повышать духовную культуру и не позволять своей душе лениться.
Стих. Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
НЕ позволяй душе лениться!
Чтоб душу в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю , по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней зари,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай до темна,
Чтоб жить с тобой по человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
В 1: К нам пришло письмо от 14- летней девочки (КОНВЕРТ), которая пишет о том, как дети могут построить лучшее будущее.
« Есть люди, которые живут, не задумываясь о своём назначении, они просто плывут по течению. Но есть такие люди, которые задумываются: «А что же дальше? Есть ли будущее?» Я хочу быть таким человеком. Таким, за которым идут люди, идут без страха за своё существование. Но это не так легко сделать…
Но пусть мне всего 14 лет, я смотрю на мир, и мне страшно за всех людей. Как мы живём?
Когда я иду по улице, я встречаю прохожих, они все идут с опущенными к земле лицами, никто из них не улыбается. А если ты сам улыбнёшься, то тебя обойдут стороной или обзовут. Страшно становится, когда слышишь ругательство вместо приветствия, страшно, когда видишь, как курят и ругаются твои ровесники.
Страшно и обидно видеть, как маленький мальчик, съев конфету, бросает фантик на землю, а стоящая рядом мама гладит его за это по голове. Страшно становится ещё от того, что люди разучились любить тех, кого когда – то взяли маленьким щенком или котёнком, а потом выбросили. Страшно видеть эти «голодные глаза». Да что говорить о братьях наших меньших, когда люди перестали уважать и любить себе подобных. Редко кто уступит место в автобусе старенькой бабушке, редко кто подаст милостыню просящему. Люди стали жестокими и бездушными….
Я обычный ребёнок с обычными мыслями, но глубоко возмущённый тем, что творится вокруг. Но в моих силах изменить и построить будущее! Моё будущее и ваше! Пусть путь к этому будущему не так – то лёгок, но я смогу преодолеть все жизненные неурядицы, преодолеть их с высоко поднятой головой. Трудно и тяжело это сделать, но надо, ведь если не я, то кто?
Начинать надо с малого: ходить по улицам с улыбкой на лице, со всеми здороваться; не пропускать и допускать ругательства в свою жизнь; сделать замечание мальчику, бросившему фантик на землю, и его маме, а если они не поймут, то поднять фантик от конфеты, подав тем самым пример; подбирать и находить дом для бездомных кошек и собак. Вести себя нужно так, чтобы все видели, что я – человек!»
В 2: Действительно, человек – вот от кого зависит мир на земле. Человек – дитя Земли, главная её частичка. Поэтому, для того, чтобы создать всеобщий мир на Земле, каждый человек должен сделать выбор, определить, какой он хочет видеть свою жизнь.
Сценка «Человек». В сценке участвуют 4 героя: автор, Человек, положительное «Я», Отрицательное «Я».
Положительное «Я» в белом костюме, в белой шляпе.
Отрицательное «Я» в чёрном костюме, в чёрной шляпе.
Человек – в черно – белой одежде без шляпы.
Автор стоит в стороне и держит две шляпы – белую и чёрную.
Автор:
Как странно всё ж устроен человек.
Нам кажется, что всё в нём симметрично.
Невидимая нить из века в век
Соединяет части идентичны.
На это глядя, можем мы решить,
Что так же и с симметрией души.
Сущность человека непонятна,
Нам не узнать, что у него внутри,
И в светлых душах возникают пятна,
А в чёрством сердце проблески зари.
Человек:
Я хочу рассказать, как боролись в о мне
Два начала: добро и злосчастье.
Они спорили так, что, казалось, в огне
Погибала я ежечасно.
Положительное «Я»:
Человек обязан добрым быть,
Людям радость и тепло дарить,
Быть отзывчивым и верным,
Всем служить всегда примером.
Отрицательное «Я»:
Фу, зачем мне быть примером,
Ведь гораздо веселей
Беспощадным быть и скверным
И обманывать людей.
Положительное «Я»:
Нет, забудем разногласья,
Ведь мир важней всего на свете,
И каждый должен жить в согласии,
Коль все живём мы на планете.
Отрицательное «Я»:
Зачем нам эти все сомнения,
Раз можно жить, как хочешь сам.
Не важно всем знать твоё мнение,
Не буду верить я словам.
Положительное «Я»:
Совесть, искренность, доброта –
Вот к согласью и миру дорога,
А где верность, любовь и души красота,
Там и счастья окажется много.
Произнося слова, положительное и отрицательное «Я» всё ближе подходят к Человеку, обнимают его с обеих сторон и начинают тянуть каждый на себя. Человек от них освобождается и встаёт на своё место.
Человек:
Остановитесь!
Я выбираю мир, я приняла решенье,
Ведь ничего главней на свете нет,
Чем удержать его в согласии, в примиренье,
Ведь за него боролись много лет.
Память о погибших,
Любовь к земле родной –
Вот цель нашей жизни,
Стремитесь к ней со мной!
Я говорю, что жизнь
Прекрасна,
Хоть иногда бывают ссоры,
Но можем мы стремиться к счастью
Преодолевая все раздоры.
Запомнить надо нам слова,
В них важное значенье есть.
Единство. Равенство и братство,
Патриотизм, и долг, и честь.
Доброе братство милее богатства,
Доброе братство – мир и покой.
Если всем вместе за руки взяться,
Станет светлее над нашей землёй.
Доброе братство многое значит –
Это уверенность в завтрашнем дне.
Я верю, может доброе братство
Сделать, чтоб не было войн на земле.
Автор подходит к Человеку, надевает на него белую шляпу и говорит:
Мы обращаемся к людям планеты!
Хватит ругаться, давайте дружить,
Вместе давайте: вы, он, я, ты –
Жизнью на этой земле дорожить.
Звучит песня «Дорогою добра»
Литература:
- Сценарии праздников в начальной и средней школе/ авт. – сост. Н.Б. Шешко. – Минск: Соврем. шк., 2006 . – 288 с.