Проведение занятия по теме: «Пальчиковый театр»

Проведение занятия по теме: «Пальчиковый театр».

Разработала: старший методист Филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области «ЦВР» , пдо Вагина Ю.М.

Введение.

Данная разработка предназначена для педагогов, воспитателей, родителей.

Одно из занятий в разделе «Виды театра» по программе «Театр».

Цель:

Познакомить детей с устройством пальчикового театра и научить  изготавливать кукол для него в технике оригами.

Задачи:     

Воспитательные:

Воспитывать чувство коллективного творчества; прививать любовь к русским народным сказкам и литературе в целом.

Познавательные:

познакомить детей с  различными видами пальчикового театра; закрепить навыки работы с бумагой в технике оригами;

Развивающие:

развивать мелкую моторику пальцев и активизировать речь; развивать воображение, мышление, память; развивать инициативу и самостоятельность в играх – драматизациях;

Обучающие:

формировать творческие способности и артистические умения; обогащать словарь.

Тип урока: повторение пройденного и изучение нового материала.

Методы и приёмы: словесный (беседа, разъяснение), наглядный (собственный показ действий героев, демонстрация готовых фигурок в технике оригами), практический (разыгрывание миниатюр, изготовление фигурок по инструкции педагоги).

Актуальность.     

Пальчиковый театр – это такой мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя, познаёт окружающий мир. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Работа в технике оригами – складывание бумаги  — развивает образное мышление, логику, память, внимательность, аккуратность, усидчивость.

Игры – драматизации помогают решить одновременно  несколько задач: развитию речи и навыков театральной исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально – эмоциональному развитию детей.

Данный урок ориентирован на детей 6-8 лет. Время — 40 мин. Место проведение: Детский сад № 8 п.г.т. Смышляевка.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, диапроектор, пальчиковые куклы (бумажные, фетровые), реквизит, ножницы, квадраты бумаги, фломастеры, карандаши, нитки, клей, стол, стулья.

Основная часть.

  1. Организационный момент. Постановка цели и задач. 1мин

Дети заходят, рассаживаются на стульчики. На этом уроке мы познакомимся, ребята, с пальчиковым театром и научимся  изготавливать кукол для него из бумаги.

  1. Ход урока (беседа, презентация, практическая часть, заключение)

Здравствуйте ребята, а вы любите театр? (Ответы детей).

Отгадайте загадку:

Артист на сцене кукловод,

А зритель в зале там – народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр? (Ответы детей).

Правильно, театр кукол.

Давайте посмотрим, какие куклы для пальчикового театра бывают и из чего их можно сделать.

(Показ презентации – Приложение № 1) 4 мин.

На уроке сегодня нам придется с вами много разговаривать и двигаться, а чтобы это хорошо и четко получалось, проведем разминку.

(Разминка у зеркала — артикуляционная гимнастика) 2 мин.

А теперь, я хочу пригласить вас в сказку.

Тихо, тихо детки

Вы послушайте про репку

Сказка может и мала,

Но про важные дела,

Начинается как надо:

Жили – были дед да баба,

Внучка, Жучка, кошка – Мурка,

А в подвале  — мышь – норушка,

Рядом деда огород,

Дальше сказочка пойдёт…

(Вместе с педагогом показывают сказку «Репка»- повторение пройденного материала) 5 мин

Практическое задание.

  1. А сейчас я покажу вам пальчиковых кукол, изготовленных из фетра (ткани) и мы с вами поиграем в театр, но сказку придумаем сами.

Хотите? (ответы детей). У меня в руках книга, которая называется «Более 20 000 сказок в одной книге». Я расскажу и покажу вам, как можно сочинить сказку.

Обсуждение. Придумывание реплик и движений для героев сказки. Разыгрывание миниатюр. (Групповая работа).13 мин.

  1. Вы видели, ребята, какие бывают пальчиковые куклы. Я предлагаю вам сегодня сделать куклу на пальчик из бумаги. Будем использовать технику оригами – складывание бумаги. Складываем из бумаги фигурку по схеме, хорошенько проглаживая каждый сгиб.

(Поэтапное изготовление кукол).11 мин.

 

 

 

Шаг 1: Согнуть квадрат пополам.

Шаг 2: Сложить лист по линии сгиба, прогладить.

Шаг 3: Загнуть угол по линии сгиба.

Шаг 4: Загнуть другой угол.

 

Шаг 5: Загнуть один из нижних уголков по линии сгиба, вложить его в «кармашек».

 

 

 

 

 

 

Шаг 6: Перевернуть фигурку и загнуть второй уголок по линии сгиба.

Шаг 7: Вот что должно получиться.

 

 

Теперь вырезаем и приклеиваем фигурке ушки, рожки, хвостик и т.д. (в зависимости от персонажа), косички, бороду, усы, бант, шляпу.

Остается фигурку раскрасить и нарисовать мордочку (или сделать глазки и носик из цветной бумаги). Можно нарисовать лица человечков.

Молодцы! Справились со всеми заданиями!

Ребята, сегодня вы узнали много нового? Давайте вспомним, из чего можно изготовить пальчиковых кукол? Почему они так называются? (Дети дают ответы – закрепление материала).

Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? 3 мин.

Домашнее задание: Попробовать сделать дома пальчиковых кукол из бумаги самостоятельно. 1 мин.

Заключение.

В ходе урока выяснилось, что из 26 опрошенных детей все видели пальчиковый театр, но играли в него всего  12 детей. После урока все захотели поиграть самостоятельно в пальчиковый театр, придумать свою сказку и сделать её героев. В ходе урока ребята дружно работали, помогая друг другу. Учились согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам коллектива. В воспитательном плане поставленные задачи были достигнуты.

Я думаю, это хороший результат.

Вывод.

Ребята учатся планировать процесс создания спектакля в миниатюрах, следовать плану, используя свои творческие способности. У детей формируется воображаемый образ, оценочное отношение к герою. Литература сближает ребёнка с персонажем. Формируется диалогическая  эмоционально – насыщенная речь, активизируется словарь ребёнка. Дети используют выразительные интонации, соответствующие характеру героев, стараются говорить чётко и громко, с удовольствием перевоплощаясь в своих героев.

Совершенствуются навыки работы с бумагой в технике оригами. У детей  вырабатывается усидчивость, внимательность.

Дети  заинтересованы материалом, рассказали об уроке родителям и воспитателям.

Список использованных источников:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М. 1999.
  2. Более 20 000 сказок в одной книге. М.2012
  3. Власенко О.П. Ребёнок в мире сказок. М. 2001.
  4. Климченко Т.И. Играем в театр кукол//Живая рука. 2003. № 12
  5. Неменова Т.А. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр// Дошкольное воспитание . 2007. № 1
  6. Петрова Е. Ф. Театрализованные игры// Дошкольное воспитание. 2006. № 7
  7. Поляк Л.В. Театр сказок. М. 2002
  8. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей/ авт.- сост. Л.В. Свешникова. Волгоград: Учитель, 2010
  9. Теремок сказок. Рус.нар.сказки в обработке М. Булатова, А. Толстого, К. Ушинского. М. М. 2001
  10. Трифонов Н.П. Кукольный театр своими руками. С.- Пб. 2004
  11. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми// Справочник старшего воспитателя. 2008. №

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Слайд 3

Пальчиковый театр

Слайд 4

Куклы из ткани

Слад № 5

Куклы — топотушки

Слайд 6

Вязаные куклы

Слайд 7

Куклы на ложках

Слайд 8

Вырезанные из бумаги

Слайд 9

Сложенные из бумаги (оригами)

Приложение № 2 Фотоотчёт