Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая 115 юбилею со дня рождения Евгения Чарушина.
Автор – разработчик : Старший методист Филиала «ЦВР» Вагина Ю.М.
Важно не просто иметь много знаний о природе,
гораздо важнее сохранить мир животных
и растений на нашей планете,
научиться пользоваться природными
богатствами, не нанося ей огромный вред.
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
СЛАЙД 1
Чарушин Е. И. (1901 — 1965) — один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было.
В Чарушине все было удивительно. Начиная с фамилии. Казалось бы «Чарушин» восходит к словам «чара», «чародей», «очаровывать». На самом же деле фамилия ЧАРУШИН связана с существительным ЧАРУША. Так на Урале называли форму для выпечки сдобного теста.
СЛАЙД 2
Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное учит маленьких читателей любить волшебный мир зверей и птиц.
СЛАЙД 3
Много лет назад в 1901 году в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны. Отец Е.Чарушина был архитектором (специалист, который составляет план любого здания), часто уезжал из дома и сына брал всегда с собой. Они наблюдали восходы и заходы солнца, утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные.
СЛАЙД 4
По проектам отца построено более 300 зданий на Урале — в Сарапуле, Ижевске, Вятке.
СЛАЙД 5
С детства Женя проявлял множество дарований: играл на скрипке, писал стихи. Правда, с поэзией у него не заладилось. Много изобретал (имел прозвище «Евгеша-изобретатель»).
А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и рисовать. Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. Как и его отец он великолепно рисовал по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях».
СЛАЙД 6
Живой натуры для юного художника вполне хватало. Сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица — чижи, свиристели, щеглы, которух Женя лечил вместе с мамой. В доме стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё жил некто Бобка.
Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях», вспоминал писатель. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
СЛАЙД 7
Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Однажды отец подарил ему на день рождения книгу Брема «Жизнь животных». Это была самая дорогая для Жени книга. Ее он берег и перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем», — вспоминал Чарушин. И то, что рисовал начинающий художник все больше зверей да птиц, в этом тоже немалая доля влияния любимого автора.
СЛАЙД 8
На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству…
В формировании личности мальчика огромную роль сыграла мама.
Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду. Моя мама, очень любящая все живое, передала мне эту любовь.
Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания.
В шесть лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости…
В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать…»
Слайд 9
После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в Красную Армию. Отслужив 4 года он вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. Юный Чарушин осенью того же года он уехал в Петербург. И поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств, где занимался пять лет, с1922 по 1927 год.
СЛАЙД 10
Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она привлекла всеобщее внимание, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей. С этого момента началось его тесное сотрудничество с издателями детской литературы.
СЛАЙД 11
В 1930 году Чарушин Е. попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Был напечатан его первый рассказ «Щур».
СЛАЙД 12-13
Новорожденный утенок, которого, кажется, еще можно запихать обратно в яичную скорлупу, лупоглазый олешек, выглядывающий из своей клетки в зоосаду, все это в рассказах Чарушина само по себе приобретает значение настоящих событий, все это для него не украшающие детали, а самая суть действия.
СЛАЙД 14
Вот, например, есть у Чарушина книжка «Про сороку». Она принадлежит к разряду так называемых «научных сказок», давно вошедших в обиход детской литературы.
СЛАЙД 15
Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький.
Но это оказалось самым трудным делом в жизни Евгения, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные.
СЛАЙД 16
Но любовь и внимание к миру природы помогли ему передать до мелочей точно повадки и движения животных. За каждым рисунком раскрывается целая история: вот нахохлилась ворона, вот сжался осиротевший медвежонок, вот весело скачет маленький щенок.
СЛАЙД 17-18-19
Животных Чарушин изображал так, как никто до него: он рисовал не контурно — а пушисто, искусно передавал фактуру меха или перьев. Особая любовь — детёныши, их неловкие движения, большие головы, неуклюжесть, легкий пушок. Рисунки Евгения Ивановича не спутаешь ни с чьими другими. Животные в его рисунках как настоящие: они очень трогательны, эмоциональны. Фон, среда в его книгах едва заметны. Главное – крупным планом показать животное. Художник использовал природные цвета (коричневый, серый).
Слайд 20
Внимательность и любопытство, участие и желание погрузиться в незнакомый мир, свойственный детскому восприятию, сохранились и в более поздних его работах — поэтому они так трогают и увлекают.
Слайд 21
До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран».
СЛАЙД 22
Продолжал он иллюстрировать других авторов — С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.
СЛАЙД 23
«Птенцы», «Две мышки», «Волчишко», рассказы про Тюпу и Томку — немало историй для малышей были написаны и проиллюстрированы им.
Любимыми героями писателя стали звериные малыши: волчата, лисята, котята, щенки: описания их величины, размера, цвета шерсти или оперения. А раз малыши, значит и описание их бесконечных игр. В рассказах немало неожиданностей, такого, что заметит только внимательный человек. Например, рассказ о кошке, выкормившей зайчат, о медведе-рыбаке, о медвежатах, разобравших по кирпичику трубу деревенского дома.
(Отрывок из рассказа – «Кот – Епифан»)
СЛАЙД 24
Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты, писал картины и занимался с детьми рисованием.
В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных.
СЛАЙД 25
Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака.
СЛАЙД 26
Мир животных посреди первозданной природы — его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.
Вот как говорил сам Евгений Иванович об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребёнок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон и т.д. Всё это надо наблюдать и почувствовать».
СЛАЙД 27
А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.