Конспект занятия «Причудливые формы неприхотливых суккулентов»

Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский

муниципального района Волжский Самарской области

«Центр внешкольной работы»

 

Конспект занятия

«Причудливые формы неприхотливых суккулентов»

 

Выполнил:

Марианна Валентиновна Богданова,

педагог дополнительного образования

 

 

 2014

Цель —  продолжать знакомить детей с суккулентами.

Задачи:

  • Побуждать детей к самостоятельному поиску причин: почему в пустыне мало воды, могут ли растения пустынь накапливать воду;
  • Расширять кругозор;
  • Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия для роста и развития.

 

Оборудование и материалы: живые растения суккуленты, набор открыток «Цветы», карточки-модели строения растения, песок, глина,             2 воронки, 4 стеклянные банки, вода, губка, брусок неокрашенного дерева, бумага, цветные карандаши, сказочный персонаж, игрушка верблюд, пальмы.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Педагог обращает внимание детей на коробку, стоящую около стола. Предлагает открыть и посмотреть что там внутри. Из коробки появляется Сказочная птица — Поли. Птица сообщает, что она очень умная и любопытная, много летает и узнает много нового. Предлагает детям отгадать загадку: «Без рук, без ног, но двигается. Дышит, но не говорит, питается, а рта нет. Что это за чудище такое?». Дети отгадывают (растение). Птица не верит, не понимает, как растения могут двигаться. Объяснения детей. Вопрос птицы Поли: «А как же растение кушает, если нет рта?». Дети рассказывают о функции корней и фотосинтезе. Педагог предлагает, используя карточки — модели, рассказать о строении растений. Выслушав детей, птица загадывает ещё загадку: «Круглый, но не мяч, зелёный, но не огурец, колючий, но не ёж». Ответы детей. Далее педагог поясняет, что изменения с растениями произошли, потому, что им надо было выжить в условиях пустыни. Педагог предлагает отправиться в Америку на родину кактусов, вспомнить с какими кактусами мы уже познакомились, какие из них есть в нашей коллекции. Ответы детей. Рассказ педагога: «В 1787 году фермер из Австралии был в гостях у своего друга в Мексике и ему очень понравились опунции. Когда он вернулся к себе домой, то несколько опунций посадил у себя в саду. Вскоре она появилась на соседнем участке и потихоньку заняла обширные территории пастбищ. Овцам кушать стало нечего. Опунцию жгли, вырубали, травили химическими средствами, но она продолжала расти. Тогда пришлось на помощь привести бабочку — кактусовую огнёвку. Гусеницы этой бабочки питаются мякотью этого кактуса. Благодаря их прожорливости через несколько лет с нашествием опунции было покончено». Далее педагог предлагает перенестись в Африку. Обращает внимание на оазис, где под пальмой лежит верблюд. Решает сделать остановку и поиграть. Проводятся игры «Изобрази того, кто на картинке», «Найди растение, какое назову». Далее педагог, показывая на карте, говорит, что в Африке и на острове Мадагаскар растут такие суккуленты как алоэ, молочай, стапелии.

 

Практическая часть (опыты):

  1. «Почему в пустыне мало воды». Используются банки, воронки, глина, песок, вода.
  2. «Запасливые стебли» наглядно демонстрируется на примере губки и бруска древесины, как некоторые растения накапливают воду.

На протяжении всего занятия птица Поли активно всем интересуется, удивляется тем знаниям, которыми обладают дети. По окончании демонстрации опытов предлагается изготовить визитные карточки для растений: опунция, алоэ, каланхоэ, молочай, хавортия, сансевьера. Проводится работа по оформлению карточек. 

 

Подведение итогов занятия и  рефлексия (вопросы к детям):

  1. Что такое пустыня?
  2. Почему в пустыне мало воды?
  3. Как приспособились растения к жизни в пустыни?
  4. Назовите растения пустыни.

Ответы детей.

Презентация к занятию