МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ.
ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к организации и осуществлению пере возок организованных групп детей.
- Главными задачами настоящих Методических рекомендаций являются:
— инкорпорация правовых норм по обеспечению безопасности перевозки организованных групп детей;
— распространение положительного опыта по предотвращению неблагоприятного воздействия на организм детей вредных факторов и условий, связанных с пребыванием в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров и в пути следования автомобильным транспортом.
- Настоящие Методические рекомендации применяются при осуществлении перевозок автобусами групп общей численностью восемь и более детей.
- В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:
Заказчик — организация, юридическое или физическое лицо, являющееся потребителем транспортной услуги по перевозке детей;
Исполнитель — организация, юридическое или физическое лицо, выполняющее услугу по перевозке детей по заявке Заказчика.
Функции Заказчика и Исполнителя могут быть исполнены одной организацией, либо юридическим лицом, которые обладают одно временно потребностью и возможностью осуществления услуги.
- В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» Заказчик транспортной услуги имеет право получить ин формацию от Исполнителя о качестве и полно те подготовки транспортных средств и водителей к перевозке детей.
- Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пяти дневной рабочей недели с двумя выходными дня ми, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.
- В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еже недельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других пере возках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
- При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.
- В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
- Перевозки детей дошкольного возраста автомобильным транспортом при нахождении в пути более 4-х часов не рекомендуются.
- В случае, если Заказчиком выступает детское учреждение, туристско-экскурсионные и разовые перевозки детей, как правило, организуются только при наличии письменного разрешения вышестоящей организации.
- В случаях осуществления нерегулярной (разовой) поездки в пригородную зону или в междугородном сообщении Заказчик вправе потребовать, чтобы автобус накануне поездки был предъявлен для внеочередной проверки технического состояния в ГИБДД.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕРЕВОЗОК ДЕТЕЙ
- Для организации перевозки детей Заказчик должен заключить договор с Исполнителем. При этом Исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан иметь лицензию на данный вид деятельности.
- Если хозяйствующий субъект, в том числе и детское учреждение, имеет собственный(е) авто бусы), то на него также распространяются требования всех нормативных документов, касающиеся обеспечения безопасности перевозок детей.
- К перевозкам групп детей допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
- Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники. Перед поездкой полномочным представителем Исполнителя либо, как исключение, руководителем Заказчика проводится специальный инструктаж сопровождающих и водителей на основе Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами и настоящих Методических рекомендаций.
- Каждый автобус перед выездом на линию должен пройти проверку технического состояния и соответствия требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.
- При выезде на линию к месту посадки водитель должен лично проверить состояние автобуса.
- При перевозке организованных групп детей руководителем Исполнителя назначаются:
- из числа допущенных к перевозке детей водителей — старший водитель;
- из числа специалистов работников Исполнителя — старший автомобильной колонны.
Старший водитель, как правило, управляет последним автобусом колонны.
- Перед выполнением перевозок Заказчик, не позднее 3-х суток до назначенного срока начала перевозки, представляет в управления (отделы) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации официальную заявку на обеспечение безопасности дорожного движения с указанием:
- даты и маршрута движения;
- графика движения, отвечающего требованиям режима труда и отдыха водителей, включающего в себя определение времени прохождения контрольных пунктов маршрута, места остановок и отдыха, оборудованных в соответствии с требованиями санитарного законодательства;
- схемы трассы движения с обозначением на них пунктов медицинской помощи, больниц и др.;
- подтверждения выделения медицинского сопровождения;
- марки и государственного номера автобуса (автобусов), фамилий водителей, которые
будут выполнять перевозку детей, с приложением списков детей и лиц, их сопровождающих, утвержденных территориальными управления ми образования.
- Заказчик обязан обеспечить организованные группы детей, находящиеся в пути следования более 3-х часов, наборами пищевых продуктов («сухими пайками») с согласованием их ассортимента с территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в установленном порядке, а также предусмотреть во время движения соблюдение питьевого режима в соответствии с санитарным законодательством.
- Режим работы водителя автобуса должен предусматривать после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем предоставление водителю специального перерыва в пути для отдыха от управления автомобилем продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более, чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. При направлении в рейс 2-х водителей на один автобус, они меняются не реже, чем через 3 часа.
- Перед началом массовых перевозок детей в оздоровительные лагеря органом исполнительной власти в области образования назначается специальная комиссия, которая проводит предварительное обследование подъездных дорог к оздоровительным лагерям и, исходя из состояния дорог, определяет возможность осуществления перевозок детей в оздоровительные лагеря и в специальные зоны отдыха, о чем составляется соответствующий акт.
ТРЕБОВАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЕРЕВОЗОК
- Уполномоченное лицо Исполнителя вносит в путевой лист автобуса отметку о прохождении водителем специального инструктажа.
- Водитель, осуществляющий перевозки, должен выполнять указания старшего водителя в случае, если они не противоречат Положению об обеспечении безопасности перевозок пасса жиров автобусами, Правилам дорожного движения и не связаны с изменением маршрута движения автобуса.
- Автомобильная перевозка групп детей автобусами в период с 23.00 до 07.00 часов, а так же в условиях недостаточной видимости (туман, снегопад, дождь и др.) запрещается. В период суток с 23.00 до 07.00 часов, в порядке исключения, допускается перевозка детей к железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них.
- Перевозка детей автобусом осуществляется только в светлое время суток, с включенным ближним светом фар. Перевозка детей ЗАПРЕЩАЕТСЯ, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозки.
- Скорость движения автобуса выбирается водителем (а при сопровождении колонны патрульными автомобилями Госавтоинспекции старшим наряда сопровождения) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом не должна превышать 60 км/час.
- В пути следования остановка автобуса(ов) может производиться только на специальных площадках, а при их отсутствии — за предела ми дороги, чтобы исключить внезапный выход а ребенка (детей) на дорогу.
- При вынужденной остановке автобуса, вызванной технической неисправностью, водитель должен остановить автобус так, чтобы не создавать помех для движения других транспортных средств, включить аварийную сигнализацию и выставить позади автобуса знак аварийной оста новки, на расстоянии не менее 15 метров от автобуса в населенном пункте и 30 метров — вне на селенного пункта. Первым из автобуса выходит сопровождающий и, располагаясь у передней части автобуса, руководит высадкой детей.
- В случае получения ребенком в пути следования травмы, наступления внезапного заболевания, кровотечения, обморока и пр., водитель автобуса обязан немедленно принять меры по доставке ребенка в ближайший медицинский пункт (учреждение, больницу), для оказания ребенку квалифицированной медицинской помощи.
- Водителю автобуса при перевозке детей ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- перевозить в салоне автобуса, в котором находятся дети, любой груз, багаж или инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей;
- при следовании в автомобильной колонне производить обгон впереди идущего автобуса;
- выходить из салона автобуса при наличии детей в автобусе, в том числе при посадке и высадке детей;
- осуществлять движение автобуса задним ходом.
- В пути следования водитель обязан строго выполнять Правила дорожного движения, плавно трогаться с места, выдерживать дистанцию между впереди идущим автотранспортным средством, без необходимости резко не тормозить, принимать меры предосторожности, быть внимательным к окружающей обстановке.
- По прибытии к пункту высадки детей из автобуса водитель должен осмотреть салон автобуса. При обнаружении в салоне личных вещей детей передать их сопровождающему.
- При наличии каких-либо замечаний (недостатков) по организации дорожного движения, в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных пере прав, их обустройства, угрожающих безопасности дорожного движения, водитель обязан сообщить диспетчеру Исполнителя.
Перечень нормативных правовых актов,
использованных при составлении методических рекомендаций:
- Федеральные законы:
- № 196 ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения».
- № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей».
- № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2. За регистрирован в Минюсте РФ 14.05.1997 г. № 1302 «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров».
- Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27. Зарегистрирован в Минюсте РФ06.1995 г. № 868 «Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов».
- Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15. За регистрирован в Минюсте РФ 01.11.2004 г. № 6094 «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (с изменениями) «Правила дорожного движения Российской Федерации. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».
- Приказ Минтранса РФ от 07.07.1998 г. № 86 «Правила использования тахографов на автомобиль ном транспорте в Российской Федерации».
- Положение «О лицензировании перевозок пасса жиров и грузов автомобильным транспортом» утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 г. № 402.