Правовое воспитание во внеурочное время

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Автор: Шелашникова Надежда Борисовна,

педагог дополнительного образования,

Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский

м.р. Волжский «ЦВР»

Объединение «Юный правовед»

 

«Теперь, когда мы умеем летать по небу,

как птицы, плавать по воде, как рыбы,

нам осталось одно –

научиться жить на Земле, как люди».

Бернард Шоу.

 

Демократия предоставила широкие права и свободы гражданам нашего государства. Они получили возможность реализовать себя, как личность. Но есть и обратная сторона развития демократии: враждебность в отношениях между людьми, утрачены многие нравственные ценности, правовая безграмотность. Гражданское общество — это общество на определённом этапе своего исторического развития, когда оно выступает  социально-экономической основой  демократического правового государства. Роль гражданского общества  раскрывается в следующем: просвещение и образование населения. Молодых людей надо с детства учить чувствовать себя достойными обладателями личных, экономических, политических и других прав и свобод, умению требовать от государственной власти не только защиты людей, но и истинного служения им.

Самой незащищенной частью нашего общества являются пожилые люди и дети. Ухудшение положения детей и возможностей  семьи и  государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации, побудили общество к определению приоритетных направлений социально-экономической защищенности детей, обеспечения их конституционных прав и свобод. Занятия  во внеурочное время позволяют сформировать навыки самозащиты, подготовить ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав и законов нашей страны.

Цели:

  • воспитание всесторонне развитой личности, социально адаптированной в окружающем мире;
  • воспитание правовой и демократической культуры учащихся;
  • формирование гражданского самосознания;
  • формирование навыков толерантного поведения;
  • воспитание достоинства и самодостаточности.

Задачи:

1.Обучающая:

  • формировать навыки и умения в области защиты своих прав, правовой культуры;
  • развивать активную гражданскую позицию и осознание приоритета прав.

2.Развивающая:

  • развивать гражданское и ответственное отношение к выборам, коммуникативные способности, умение применять теоретические знания к практическим ситуациям;
  • развивать практические навыки участия в процедуре голосования.

3.Воспитательная:

  • воспитывать человека и гражданина, подготовленного к жизни в условиях современного государства, уважение к законам;
  • воспитывать чувство патриотизма.

 

Правовое обучение детей – это необходимый шаг в преодолении хронической болезни, поразившей все российское общество: правового нигилизма (отрицание ценности права, неприятие его). Правовое воспитание и образование – путь к обновлению России. Изучение детьми прав человека — это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Занятия способствуют правовому, нравственному воспитанию с учётом психолого-педагогических особенностей  развития личности школьников. Они помогают ребятам получить не только теоретические знания, но и навыки их практического применения. Большинство рассматриваемых вопросов позволит обучающимся лучше ориентироваться в современном законодательстве, поможет осознать свое место в жизни. Как известно страх рождается от незнания, непонимания сути проблемы. Чем больше у человека появиться информации, тем более широк его выбор вариантов решения. Цель  занятий объединения не только дать знания (информацию), но и доказать  ребятам важность и необходимость активной жизненной позиции, которая поможет всем нам  отстаивать свое мнение. На  практических занятиях обучающиеся получают углубленные знания о своих правах и рекомендации, которые помогут их отстоять, если они будут нарушены.

При реализации программы уделяется большое значение здоровьесберегающей деятельности. Школьные годы — годы роста, когда закладывается будущее здоровье детей. И взрослые, и дети должны знать, что нарушения закона с их стороны не останутся безнаказанными, но, в первую очередь, необходимо всеобщее осознание того, что успех в борьбе с пагубными привычками во многом зависит от бережного отношения каждого из нас к своему здоровью и будущему своих детей.   Во время занятий есть возможность  для широкого использования  профилактической работы: беседы, анкетирование, анализ  анкетирования, сообщения – презентации, психологические игры и упражнения, проводится оценка уровня морально-нравственного развития.

Занятия направлены на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем, самосознанием и самоопределением. Всё  это усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

Важно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

Чем сознательнее подросток усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить, и действовать в сложной,  противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса — благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.

Формы и методы, используемые на занятиях:

  • совместная групповая работа
  • индивидуальные и групповые проекты
  • дебаты, моделирование
  • публичные выступления
  • тренинги, мозговой штурм
  • дискуссии
  • ролевые игры
  • создание презентаций
  • участие в общественно значимых мероприятиях школы

Мероприятия, проводимые воспитанниками:

1.Акция «Подросток против вредных привычек»

Цель: Обсуждение основных пороков в стране  и мире, как им противостоять и как с ними  бороться.

  • «Во всём виновата среда?»
  • Игра-викторина «STOP»
  • Игра-викторина «No smokinq»
  • Акция «Нет-наркотикам!»
  • Оформление стенда «Правовой вестник № 1» ( о вреде наркотиков и т.д.)
  • Азбука права «Подросток против вредных привычек»

2.Декада правовых знаний (в школе)

Цель:  воспитание человека и гражданина, подготовленного к жизни в условиях современного государства, уважение к законам; воспитывать чувство патриотизма.

  • «Роль права в жизни человека, общества» (конкурс сочинений 9-11 классы)
  • Викторины по сказкам для младших классов.
  • «Главная книга страны» 5-6 классы (презентации воспитанников)
  • «Что значит быть гражданином России?»7-8 классы (презентации воспитанников)
  • «Социальные права человека», единый классный час «День народного единства» (презентации воспитанников).
  • Оформление стенда «Правовой вестник № 2» о правах ребёнка
  • Стенды «Конвенция о правах ребёнка» (для младших школьников)
  • Азбука права «Подросток и труд»
  • Стенд «Скажем коррупции – нет!»
  • Социальные проекты по Конвенции о правах человека.

Открытые мероприятия:

  • «Толерантность-дорога к миру»;
  • деловая игра «Избирательная кампания»,
  • игра для старшеклассников «Права человека»;
  • «Турнир знатоков права»;
  • правовая игра «Права человека глазами ребёнка».

Участие в конкурсах, конференциях различного ранга

Темы работ ( видеоролики, социальные проекты, исследовательские работы, сочинения – эссе и т.д.),  представленных на конкурсы, занявших призовые места:

«Экология, экономика, общество»

«Коррупция и образование»

«Подросток и право на труд»

«Толерантность – дорога к миру»

«Право на образование и доступ к информации»

«Терроризм и права человека» и др.

Результативность внеурочной деятельности.

  • Окружная научно-практическая конференция «Юные дарования 21 века» Секция «Право» (Сертификаты)
  • Окружная конференция «Юнивика»  (1место)
  • САГМУ I открытая школьная  научно – практическая  конференция
    «Будущие учёные Самарской области»     (2, 3 место)
  • VI открытая школьная научно — практическая конференция
    «Юные дарования земли Самарской» (1, 3 место)
  • ГБОУ ДОД Самарский Дворец детского и юношеского творчества:

— Областной конкурс творческих работ  «Скажем коррупции: «Нет!»

(2015 г.,  2016 г.  —  Диплом  I  степени)

— Областной конкурс творческих работ  «На защите моих прав»

Диплом II степени, III степени  (2015 г.)

Диплом I степени, III степени (2016 г.)

— Областной конкурс « Я и право»

Заочный  этап  конкурса  «Я и право»   в номинации «Правовой формат»

Участники 4 человека: 3 чел.- сертификаты.

Очный этап конкурса — 1 место

— Областная конференция  «Права человека глазами ребёнка»

Исследовательские работы (1, 2 место)

Социальный проект (3 место)

— Детский гражданский форум «Мы вместе»

Задачи форума:

  • продвижение детских и молодежных инициатив через информационную и организационно-методическую деятельность;
  • развитие социального партнерства;
  • выработка системы поддержки детских инициатив.
    В рамках секции «Правовой формат» свои презентации представили ребята, желающие войти в состав Детского совета при Уполномоченном по правам ребенка в Самарской области.

Давыдова   Ирина — член   Областного Детского Совета при Уполномоченном по  правам  ребёнка в Самарской области.

 

В последнее десятилетие равновесие между «управляемой» и «стихийной» сторонами социализации личности сместилось в пользу последней. Такой дисбаланс стал одной из причин роста в  молодежной среде проявлений социальной апатии, девиантного поведения, действий асоциальной направленности.

Работа по воспитанию правовой культуры детей становится  одним из ведущих направлений. Педагоги являются посредниками в системе «учение – семья – школа – общество», связующим звеном между обучающими и социальными структурами, которые призваны заботиться о воспитаннике.

      Наша задача – своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения детей, понять и устранить причины, рождающие их, обеспечить профилактику различных, негативных явлений. Таким образом, цель нашей деятельности – это создание условий для психологического комфорта и безопасности детей, удовлетворение их потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских и педагогических механизмов; предупреждение и преодоление негативных явлений в семье, среде, в которой ребенок развивается.

 

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. ч. II. – М., 1993.
  2. Всеобщая декларация о правах человека.
  3. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. С-Птб.,1994.
  4. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. – М. Изд. дом «Новый учебник», 2003.
  5. Конституция РФ. – М., 2008.
  6. Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 1994.
  7. Мы, народ… Гражданин и конституция: курс для старших классов средней школы: планы уроков Н.М. Воскресенская, А.Н. Иоффе, А.Ф. Никитин.– М., 1998.
  8. Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. – М., 1996.
  9. Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Дрофа, 1998.
  10. Семейный кодекс РФ.– М.: Гросс Медиа, 2007.
  11. Соболев Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М., 1993.
  12. Трудовой кодекс РФ. – М.: Гросс Медиа, 2007.
  13. Уголовный кодекс РФ.– М.: Гросс Медиа. 2007.
  14. Конвенция о правах ребёнка.
  15. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение, 9 класс,– М.: Дрофа. Гражданин, 1999.
  16. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение, 7 класс,– М.: Дрофа. Гражданин, 1999.

 

Приложение:

презентация «Правовое воспитание во внеурочное время»