ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №_____ от ____________2017 г |
«УТВЕРЖДАЮ» приказом заведующего филиалом ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы» от ___________2017 г. № ____- о/д
__________________ В.Е. Рябков
|
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММАХ
Разработчик
Ковалева Ирина Михайловна
2017
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон), Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Приложением к письму министерства образования и науки Самаркой области от 03 августа 2015 № МО-16-09-01/826-ТУ «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ»
1.2. Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
1.3. Содержание Программы должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- направленностям дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, социально-педагогической );
- современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
1.4. Содержание Программы должно быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
1.5. Цели и задачи дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
1.6. Программа определяет объем, содержание, последовательность изучения тем и количество часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т.п.
1.7. Функции Программы:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.8. Составление дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых программ.
1.9. Программы разрабатываются педагогом или группой педагогов и проходят экспертизу на уровне образовательного учреждения.
2.Технология разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
2.1. Дополнительные общеобразовательные программы составляются педагогом дополнительного образования по определенному направлению или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования).
2.2. Допускается разработка общеобразовательных программ коллективом педагогов. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом заведующего филиалом.
2.3. общеобразовательные программы могут корректироваться перед началом нового учебного года. Основаниями для внесения изменений в программы могут быть следующие обстоятельства: изменение часов учебного плана, отводимых для изучения предмета; недостаточный уровень результативности и достижения и др.;
- Структура и требования к разработке общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей
3.1. Дополнительная общеобразовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
3.1.1. Титульный лист (название программы).
3.1.2. Пояснительная записка.
3.1.3. Учебно-тематический план.
3.1.4. Содержание тем учебного курса.
3.1.5. Методическое обеспечение
3.1.6. Список литературы (основной и дополнительной)
3.1.7. Приложение «Календарно-тематический план» (календарный учебный график»
3.2. Титульный лист включает: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа; название дополнительной общеобразовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа; срок реализации дополнительной общеобразовательной программы; Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы; название населенного пункта; год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
3.3. Пояснительная записка к программе рекомендуется начать с:
— введения, в котором дается краткая характеристика предмета или вида деятельности; новизну (или указать отличительные особенности) (следует провести сравнительный анализ профильных программ и указать принципиальное отличие данной программы от подобных, кратко пояснить, что внес разработчик существенного в содержание, методы и формы реализации при разработке программы по сравнению с другими),, актуальность (необходимо показать, что программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам, что в ней представлены современные идеи и актуальные направления развития науки, техники, культуры, экономики, социальной сферы, что она может удовлетворить потребность общества и детей данного возраста и категории в решении актуальных для них задач), педагогическую целесообразность (необходимо аргументированно обосновать использование педагогических приемов, форм, средств и методов образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами программы);
— цель и задачи (цель программы — это ее стратегия, фиксирующая желаемый конкретный результат, она должна содержать в себе развивающий, обучающий и воспитательный аспекты; задачи – это конкретные пути достижения цели, они подразделяются на группы: обучающие (предметные), развивающие (какие творческие способности, ключевые компетентности могут сформироваться, воспитательные (связанные с формированием тех или иных личностных качеств обучающихся);
— возраст детей, участвующих в её реализации (должны быть охарактеризованы и учтены психолого-возрастные особенности обучающихся, обоснованы принципы формирования групп, количество обучающихся в группе с учетом СанПиН, может быть дана информация о категории детей, для которых предназначена программа);
— сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы обучения (формы обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ (Приказ Минобрнауки РФ № 1008 «Об утверждении порядка…»),
— формы организации деятельности по группам, индивидуально или всем составом;
— режим занятий (указываются продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием этого выбора, продолжительность учебного часа и времени на отдых);
— ожидаемые результаты (ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. В данном разделе необходимо охарактеризовать предметные, личностные и метапредметные результаты; разработать систему оценки предметных, личностных и метапредметных результатов обучения и динамики личностного развития. Результаты должны быть сформулированы четко и конкретно: перечислены приобретаемые знания, умения и качества личности обучающегося. Определено, как обучающиеся будут демонстрировать приобретенные знания и умения по программе и свои достижения);
— критерии и способы определения результативности (педагогическое наблюдение: педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачетов, взаимозачетов, опросов, выполнение обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решение задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.);
— формы подведения итогов реализации программы (продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.; документальные формы: дневники достижений обучающихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся).
3.4. Учебно-тематический план программы (далее — УТП) (отражает содержание программы, раскрывает последовательность изучаемых тем, составлен в соответствии с заявленными сроками и этапами на весь период обучения, каждый год обучения оформляется отдельно в форме таблицы, в которой указывается количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия. При использовании дистанционных, индивидуальных или групповых форм обучения количество выделяемых на каждую форму учебных часов должно быть отражено в таблице учебного плана по каждой теме, отразить их наличие в УТП можно в виде отдельных столбцов «Формы обучения»).
Оформление учебно-тематического плана
№ | Тема | Теория | Практика | Всего | Формы аттестации/ контроля |
1 | |||||
2 | |||||
… | |||||
Итого часов |
3.5. Содержание изучаемого курса программы. Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре УТП. Должно быть представлено реферативное описание каждой темы согласно УТП: в теоретической части учебный материал раскрывается тезисно и представляет собой объем информации, которым сможет овладеть обучающийся; в практической — перечисляются формы практической деятельности детей. Название каждой темы программы должно начинаться со слова «Тема» с указанием порядкового номера. При использовании дистанционных, индивидуальных или групповых форм обучения рекомендуется указать, какие разделы темы изучаются в этих формах.
3.6. Методическое обеспечение включает описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), и технологий их организации (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.); приемов и методов организации образовательного процесса с отражением условий его реализации, характеристикой учебно-методического комплекса и технического оснащения; форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы и педагогического инструментария оценки эффективности программы.
3.7. Список использованной литературы оформляется строго в соответствии с ГОСТом 71 – 2003. Список литературы должен содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие 5 лет (периодические издания за последние 3 года), по общей педагогике; по методике данного вида деятельности; по методике воспитания; по общей и возрастной психологии; по теории и истории выбранного вида деятельности; опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
3.8. Приложение «Календарно-тематический план» или Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования. Он определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов (273-ФЗ, ст.2, п.10; ст. 47, п.5).
Оформление календарного учебного графика.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | дата, время проведения | Место проведения | Форма занятий | Форма контроля |
- 4. Сроки и порядок рассмотрения программ
4.1. Сроки и порядок рассмотрения дополнительных общеобразовательных программ определяются данным положением, утвержденным в учреждении.
4.2. Дополнительные общеобразовательные программы рассматриваются на педагогическом совете в течение учебного года и утверждаются руководителем образовательного учреждения.
4.3. Начинающий педагог в течение года может работать по учебно-тематическому плану, занимаясь в это время разработкой программы.
4.4. Для авторских дополнительных общеобразовательных программ целесообразно проводить дополнительную внешнюю экспертизу.
4.5. После утверждения руководителем образовательного учреждения Программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.
4.6. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения
4.7. Все изменения, дополнения, вносимые педагогами в дополнительные общеобразовательные программы в течение учебного года, должны быть согласованы с педагогом-организатором, методистом, курирующим данного педагога.
- Оформление программы
5.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
5.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
5.3. В учебную часть предоставляется программа на бумажном носителе.