Филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средней школы общеобразовательной школы «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский
муниципального района Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы»
План – конспект
открытого занятия по теме:
«Сумка-гобелен с декоративными элементами»
с применением технологии развивающего обучения
Дата проведения: 19 декабря 2017 года
Составила: педагог дополнительного образования
Просветова З.И.
г.Самара
2017
Тема занятия: «Сумка-гобелен с декоративными элементами».
Занятие с применением технологии развивающего обучения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветные нити»
Год обучения …… группа ….
Продолжительность занятия- 45 минут
Возраст обучающихся…
Цель занятия:
Создание комфортных условий для достижения значительных результатов в трудовой деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом, развитие мотивации обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству
Освоение приема ручного ткачества сумки – гобелена, сцепление нитей разного цвета по эскизу применяя различные виды техники плетения..
Задачи:
Предметные:
-повысить знания учащихся по декорированию изделий в технике гобелен;
-создать условия для плодотворного общения учащихся с целью развития их творческого потенциала, выхода на конкретный продукт от творческой деятельности;
-применение приема комбинирования при создании коллективной творческой работы
Метапредметные
-развитие интеллектуальной сферы, внимания, эстетического вкуса;
-формирование познавательных УУД (умение планировать свою работу, проявлять интерес к ДПТ);
-развивать коммуникативные навыки УУД (умение работать в коллективе и общаться со сверстниками);
-формирование регулятивных УУД (самоконтроль);
Личностные:
— воспитывать интерес к коллективно-трудовой деятельности;
-умение слушать педагога и принимать самостоятельные решения в ходе выполнения творческой работы;
-мотивация к самовыражению и совершенствованию
Методы, применяемые на занятии:
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся:
-Эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений, доброжелательная беседа педагога снимает страх и препятствует возникновению стресса;
-социальные методы: создание комфортных условий для развития творческих способностей учащихся (интересная тема, разнообразие используемого материала);
Методы осуществления учебных действий:
—словесный;
—развивающего обучения;
-объяснительно-иллюстрационный;
-практический;
-наглядный (использование наглядных пособий, презентации на тему «Декупаж»);
Методы педагогического контроля:
-метод наблюдения и контроля, устный опрос учащихся;
-рефлексия (мобилизация учащихся на оценку самого занятия)
Педагогическая технология: развивающего обучения, направленная на развитие творческих способностей ребенка, приобщения его к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Методическое оснащение занятия:
1-материально — техническая база: кабинет.
Инструменты, приспособления: станок для плетения гобелена (подрамник), иголка, ножницы, цветные нити.
2- дидактическое обеспечение: авторучка, тетрадь, эскиз гобелена.
3- мультимидийный показ слайдов
Цвета переливаются,
Играют,
Но сделаны не кисточкой они:
Мазки иголкой
Тонкой выплетают
По нежной ткани легкие стежки.
Ход урока.
1.Организационный момент : ( 3 минуты)
Приветствие учащихся. Инструктаж по технике безопасности на занятии. Подготовка рабочего места. Проверка готовности учащихся к занятию.
- Актуализация знаний и умений.
Цель: закрепление знаний полученных знаний, повторение материала.
Мы находимся с вами в мастерской, вы маленькие подмастерья, а расскажите мне, чем вы занимаетесь? ……..
Гобелены.
А что такое гобелены?……..
Гобелен безворсовый ковер назван так по фамилии братьев Гобеленов. Первоначально гобеленами назывались только те ковры, которые были сделаны на фабрике братьев Гобеленов. Франция 14век.
Как еще назывались ковры ручной работы?….
Шпалера — итальянское слово, означало настенный безворсовый ковер ручной работы с сюжетно-тематическим изображением. Шпалерное ткачество зародилось в Западной Европе в 11-12 веках.
Посмотрите на видео ряд: экскурсия в мир старинной шпалеры
Современные гобелены значительно отличаются от старинных работ.
Но что-то все-таки объединяет эти ковры.
Техника исполнения ручного ткачества и материал.
Техника — репсовое переплетение, материал – шерстеные или синтетические нити.
Основа и уток — главные действующие лица в ткачестве.
Покажите основу и уток. Имеет ли значение цвет основы?
Нет. Почему? ….Основа в работе не видна.
Какие нити используют для основы? Прочные, хлопчатобумажные.
Какие нити применяют для утка? Шерстеные или синтетические нити.
Мы вспомнили историю, технику гобеленов.
Но, не только техника важна для исполнения гобелена, важен еще цвет и сюжет.
Использование основных и дополнительных цветовых сочетаний в сумке -гобелене.? ? ?
Перед вами лежат ваши эскизы, где у вас изображен пейзаж
- Беседа. Объяснение темы занятия
Гобеленовые сумки – это модный тренд, который придется по душе каждому поклоннику неординарных аксессуаров. Они привлекают к себе внимание и очень удобны в ношении. При этом сумки из гобелена не настолько дорогие как изделия из натуральной кожи и служат намного дольше, чем продукция из кожзама. Такие вещи смотрятся намного благороднее, чем аналоги из обычного полиэстерового текстиля. Это настоящие произведения ткацкого искусства, которые обладают необычным дизайном. Что их отличает от других аксессуаров? Гобелен представляет собой тяжелую толстую ткань с художественно вытканным рисунком. Плотное плетение нитей обеспечивает ему повышенную долговечность и особые внешние качества.
Преимущества гобеленовых аксессуаров:
- не поддаются разрыву (подходят для ношения большого количества вещей);
• обладают приятной на ощупь шероховатой фактурой;
• не предрасположены к образованию катышков и затяжек;
• вытканный рисунок устойчив к истиранию, выцветанию и потемнению;
• принты выглядят четкими, насыщенными и реалистичными.
Основные виды гобеленовых сумок
Гобеленовые сумки исполняются в широком разнообразии форм и размеров. За основу берутся натюрморты, пейзажи, архитектура, нежные цветочные узоры, геометрия, восточные орнаменты, классические вензеля. Сумки также украшаются надписями, забавными рисунками, абстракцией, портретами, изображениями животных.
С чем носить гобеленовую сумку
Гобеленовая сумка это не слишком консервативный аксессуар, который идеально вписывается в образы городского, винтажного, богемного и этно стиля. Ее можно смело взять с собой на романтическую встречу, вечеринку или в дальнюю поездку. За счет своей красочности гобеленовые аксессуары идеально подходят для лета, весны и межсезонья. Изделия более спокойных расцветок можно также носить зимой.
По фактуре гобелен идеально перекликается с одеждой из вельвета, кожи, замши и льна. Аксессуары из этого материала можно смело комбинировать с джинсовыми и шерстяными костюмами. В теплый период года их можно сочетать с нарядами из вискозы, штапеля или ситца.
Как ухаживать за гобеленовыми изделиями
Если на аксессуаре появится пятно, его можно легко вывести мыльной пеной. Для этого нужно приготовить раствор — половина чайной ложки жидкого моющего средства на 1 литр воды. Главное протирать ткань хорошо выжатой губкой и потом тщательно смыть остатки пены.
Обратите внимание, что моющее средство должно быть деликатным, без агрессивных компонентов. Допускается использование щетки, но очень мягкой, чтобы не повредить структуру ткани. Освежить аксессуар можно просто протерев его влажной салфеткой или пропылесосив. Гладить гобеленовые вещи лучше при помощи парового утюга. Придерживаясь простейших правил ухода, можно обеспечить стильному аксессуару долгую жизнь. Качественная гобеленовая сумка будет много лет радовать своим удобством и уникальной эстетикой.
В плетении ручного ткачества существует несколько техник соединения
Первый способ это соединение цветов через одну нитку основы. Это значит, что нить одного цвета заканчивается на нити основы, с которой начинается плетение нитями другого цвета. В результате получается гладкое полотно, в котором один цвет переходит в другой.
Второй способ ткачество фрагментов разных цветов встык. Это значит, что заканчивается фрагмент одного цвета на одной нити основы, а фрагмент другого цвета начинается на соседней нити основы. Этот способ более распространен, так как помимо перехода цвета он дает некоторую рельефность и прозрачность контуров, что очень украшает гобелен.
Техника ткачества вертикальных, наклонных линий и округлых элементов
В ткачестве гобелена можно выполнить любую линию прямую вертикальную, горизонтальную или наклонную, а также вы сможете сделать элемент любой изогнутой или округлой формы. С помощью такого разнообразия на гобелене можно изобразить сложные детальные объекты, пейзажи, людей или животных. Для этого следует в точности по заданному контуру выполнять соединение и переход ниток двух цветов. Простым переплетением нитей двух цветов можно сделать вертикальные линии. Для наклонных линий более характерна техника соединения двух цветов соединением нитей в отдельных местах. Также такая техника подходит для округлых элементов или элементов с изогнутыми формами. Места стыков двух цветов, которые не соединяются, образовывают контур и небольшой просвет между элементами, который придает дополнительный рельеф и объем деталям.
Круговая техника
Круговая техника не так широко распространена, однако заслуживает должного внимания. Ткачество гобелена в этой техники предполагает расположение цветных нитей утка в круговом направлении. В этой технике ваш гобелен будет больше похож на картину, сделанную крупными мазками кисти. Для работы в этой техники лучше использовать более толстые нити, так как они лучше подчеркнут текстуру вашего гобелена. Освоив эту достаточно сложную технику можно создавать поистине не ординарные произведения искусства.
Контурная техника
Для того чтобы подчеркнуть контур объекта можно использовать контурную технику. Для этого вам потребуется обвить рабочей нитью сразу две нити основы (переднюю и заднюю). Обычно для придания контура используются более толстые нити.
Техника плетения декоративных элементов жгутов
Декоративные жгуты, вплетенные в узор гобелена, придадут вашей работе интересный вид. Поэтому техника декоративных жгутов комбинируется с обычным тканым полотном гобелена. Обвивать декоративными жгутами можно как одну нить основы, так и несколько. Жгуты, выполненные в этой технике, можно использовать для окантовки фрагментов гобелена и как самостоятельные декоративные единицы, соединяя разные фактуры и цвета нитей.
Техника декорирования гобелена перьями, бусами, сухими травами и другими элементами
В процессе ткачества гобелена можно использовать наряду с разными нитями другие декоративные элементы. Так, например, замечательно смотрятся в композиции гобелена вплетенные кусочки кожи или интересные стебли трав. Применяя кубинское волокно сизаль, вы добьетесь эффекта прекрасной золотистой окраски гобелена. Отдельные пряди волокна вплетают вместе с рабочими нитями, а концы пряди оставляют свободными на лицевой стороне гобелена это придает эффект пушистости и объема.
Также в полотно гобелена можно вплетать перья птиц или стебли соломы или злаков и даже тонких бамбуковых палочек. Прекрасно смотрится на гобелене искусно вплетенные бусины и бисер. Для этого на нитку утка нанизываются бусины, и она прокладывается как в простом тканом полотне через 1 нить основы или настилом через несколько.
Освоив все эти разные техники, вы сможете с каждым разом создавать еще более прекрасные картины гобелены. Главное что здесь нет никаких ограничений для вашей фантазии и творчества.
Берем гобелены и выбираем цвет, по эскизам.
Учитель показывает приемы и техники плетения, все ученики подходят и смотрят.
- Самостоятельная работа (15 мин)
Определите свои задачи и в соответствии с ними приступайте к работе.
-“Я смотрю, что у всех вас получается работа. Молодцы! Доделаем на следующем занятии”.
Создание сумок-гобеленов процесс долгий, трудоемкий и зависит от сложности задуманного изображения. Ручная работа подобна чуду, из воздуха и ниток рождается уникально полотно, где каждый узелок несет энергию любви и добра.
- Рефлексия. Рефлексия по кругу, каждый обучающийся высказывается одним предложением, выбирая начало фразы:
— сегодня я узнал….
— было интересно….
-было трудно…
— я выполнял задания…
— я понял, что…
— теперь я могу…
— я научился…
— у меня получилось
— у меня не получилось
— я попробую…
— мне захотелось ( слайд на презентации?)
- Подведение итогов урока:
Уборка рабочих мест
Урок завершен, до встречи на следующем уроке. Отлично поработали вместе…….
Вставить Физминутку (куда?)
Давайте мы с вами немного отдохнем и выполним несколько упражнений, чтобы начать выполнять творческую работу с новыми силами:
Руки ставим перед грудью
Поворачиваться будем
Там стена, а там окно
Головой теперь вращаем
Вправо-влево, а потом
Три-четыре приседаем,
Ножки разминаем
Мы размяться все успели
И на место тихо сели