Шахматы как эффективное средство воспитания и формирования социально значимых качеств личности

Дрига Александра Владимировна,

педагог дополнительного образования

филиала ГБОУ СОШ «ОЦ»

пгт Рощинский м.р. Волжский

Самарской области

 

Шахматы как эффективное средство воспитания и формирования социально значимых качеств личности

              Шахматы — нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Это также средство дальнейшего упрочения общественных и духовных связей, сердечных отношений между народами. Для умственной работы игра в шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры. Однако шахматы – это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия детям, но и  эффективное средство их умственного развития и адаптации. Поэтому, ведущим направлением деятельности творческого объединения «Шахматный всеобуч» в филиале ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области «ЦВР» является становление гармонически развитой, социально-адаптированной   личности, способной успешно развиваться и жить в современном обществе.

            Обучение шахматам оказывает большое влияние на развитие не только мыслительных способностей ребенка, но и его  характера. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы требуют дисциплинированности, постоянного самоконтроля, учат ответственности за каждый сделанный во время соревнования ход, который невозможно отменить.

              Занятие по шахматам состоит в необходимости сочетания смелости и решительности с ответственностью и осмотрительностью. Ведь, каждая партия и соревнование в целом неизбежно становятся серьёзным психологическим испытанием для юного человека. Это подготовка и ожидание борьбы с трудным соперником в присутствии конкурентов и болельщиков, в то же время, сама схватка, наполненная переживаниями за сильные и красивые ходы, реальные и мнимые ошибки (отличить первые от вторых часто удаётся лишь в анализе после игры),  ответственность за результат, в том числе перед родителями, преподавателем шахмат, товарищами по команде.

              Занятие шахматами заключается в умении проявлять выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях, преодолевая как неуверенность и отрицательные эмоции, так и неоправданную эйфорию, преждевременно расслабляющую и лишающую объективности. Поэтому неудивительно, что школьники и студенты —  шахматисты сдают различные экзамены, гораздо лучше, чем  сверстники, не имеющие равный с ними уровень текущей успеваемости. Важно заметить, обучение шахматам развивает объективность в отношении к ситуации. Каждая позиция имеет свою объективную оценку, не зависящую от мастерства, воли или желания любого из игроков.

           А вот успех шахматиста как раз зависит от того, насколько его субъективная оценка каждой возникающей позиции будет близка к объективной. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для активизации мыслительной деятельности каждого обучающегося и успешной социальной адаптации его в процессе обучения. 

     Для этого на занятиях в объединении «Шахматный всеобуч» используются различные  методы обучения:

  • По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:

Словесный — беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.

Наглядный — показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.

Практический — турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.

  • По степени активности познавательной деятельности учащихся:

Объяснительно-иллюстративные — учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный — учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.

Исследовательский — овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это — самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.

  • По логичности подхода:

Аналитический — анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.

  • По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых:

Частично-поисковый — учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.

          В процессе обучения любой метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.

Остановлюсь подробнее на тех, которые использую на занятиях особенно часто.

  1. Кейс – метод, Суть его заключается в следующем: разбирая шахматные ситуации, детям предлагается   сначала самостоятельно  найти верное решение выхода из заданной ситуации, затем вынести решение на демонстративную доску и разобрать совместно с  группой, таким образом,  игрок  учится самостоятельно использовать имеющиеся у него знания и навыки в разнообразных позициях.

       Так    при обучении шахматам юный шахматист овладевает искусством сравнительного анализа, умением находить существенные различия в похожих ситуациях и сходство во внешне различных.

  1. Эвристический метод. На занятиях создается проблемная ситуация, затем предлагается решить шахматную задачу, затем  организовывается   коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации.

       Учащиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения задачи, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения задачи. 

      Такие упражнения  развивают культуру и дисциплину мышления юных шахматистов.

  1. Анализ собственных партий – главное средство самосовершенствования.

Рост шахматиста без критического осмысления своего творчества невозможен. Конечно, надо изучать  дебют, эндшпиль, миттельшпиль, исключительно  полезно изучение  партий сильных шахматистов, но на своих примерах и ошибках мы учимся.

Выявление   ошибки, постепенно понимаешь, с чем они могли быть связаны. Анализируя  сыгранную партию, подросток должен задуматься  над дебютной стратегией. Очень важно искать новые возможности. Общепринято, что оценка начальной позиции ближе к ничьей, чем к выигрышу белых или, тем более чёрных. Поэтому проигрыш без ошибок невозможен, и проигравшему игроку  следует обязательно найти и признать их. Тщательный разбор всех сыгранных партий, сопровождающийся критическим самоанализом, является важным средством самовоспитания.

К простым и составным формам обучения и их разнообразных сочетаниях при  изучении шахматной игры можно отнести:

  • викторина;
  • зачет;
  • «бой эрудитов»;
  • шахматный турнир;
  • соревнования;
  • КВН.

       Шахматы не только развивают объективность отношения к ситуации, они учат   аргументировано отстаивать своё мнение и уважать чужое. Ведь обучение шахматам воспитывает объективность в отношении не только себя, но и соперников и вообще других людей. Шахматисту приходится анализировать не только позиции на доске, но также сильные и слабые стороны соперника, особенности его характера, при этом он учится мысленно ставить себя на место другого. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях. Занятия по  шахматам и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают подросткам корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям. К тому же, шахматная игра позволяет им заинтересованно и, в определённом смысле, на равных общаться с взрослыми шахматистами. Таким образом, занятия шахматами – это широко направленный процесс, формирующий личность ребенка в умственном, социальном и эмоциональном направлении и способствующий скорейшей адаптации его новой жизни.

«ШАХМАТЫ — ЭТО БОРЬБА УМОВ И ХАРАКТЕРОВ!

 ЭТО СПОРТ, ИСКУССТВО И НАУКА, то есть те ТРИ КИТА, которые достаточны для самовыражения и самоутверждения человека, для гармоничного развития психики (души).

 

Список использованной литературы:

 

  1. Крогиус Н. В., «О психология шахматного творчества», Москва, 1969
  2. Овакимян Г.Е., статья «Каким шахматам надо учить детей в школе?», источик – Интернет, 05.03.2012
  3. Пожарский В.А., «Шахматный учебник», Ростов-на-Дону, 1996
  4. Гершунский Б.С., Костьев А.Н., «Шахматы – Школе», Москва, 1991
  5. Гришин В.Г., «Малыши играют в шахматы»,Москва,1991
  6. Пожарский В.А., «Шахматный учебник в этюдах», Ростов-на-Дону, 2005 7. Чехов В.А., Архипов С.А., Комляков В.С., «Программа подготовки шахматистов IV – II разрядов». «Москва», 2007
  7. Лысенко С.А., «Беседы с шахматным психологом», Москва, 2010