Методическая разработка семинара – практикума для педагогов и обучающихся «Весенние календарные праздники»

Методическая разработка семинара – практикума для педагогов и обучающихся «Весенние календарные праздники» (Скачать .doc)

Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области «ЦВР»

Пдо, старший методист Вагина Юлия Михайловна

Тема: Методическая разработка семинара – практикума для педагогов и обучающихся «Весенние календарные праздники»

Актуальность. В жизни современного общества проблема национального самосознания, воспитания подрастающего поколения стоит очень остро, так как именно нашим детям предстоит стать эталоном патриотизма, уважения, любви  к Отечеству, носителями лучших гражданских качеств, личностями, способными жить в поликультурном обществе, сохраняя свою историю. Этого не может быть без знаний традиций, обычаев и обрядов русского народа, которые  изучаются на занятиях в фольклорных объединениях.

Данный семинар – практикум  направлен на привлечение детей к изучению народных традиций в доступной для них форме — народных игр, песен, закличек, хороводов, развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Рекомендован для детей младшего и среднего школьного возраста.

Проводился на базе ГБОУ СОШ  с. Воскресенка 24 апреля 2017 года Участники  – фольклорные объединения Филиала «ЦВР» — фольклорный ансамбль «Потешки» (на базе ГБОУ СОШ с. Воскресенка)

Цель: изучение традиций и обрядов весенних календарных праздников.

Задачи:

Обучающие: познакомить со старинными традициями весенних календарных праздников, с образцами фольклора, обучить основам изготовления весенних кукол.

Развивающие: развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере, участвовать в обрядовых действиях, играх. Развивать коммуникативные и  творческие способности детей. Активизировать  художественную фантазию и воображение в  изготовлении кукол.

Воспитательные: пробуждать интерес к русскому фольклору и обрядам,  воспитывать уважение к народным обычаям, приобщение к старинным традициям.

Практическая значимость: разработка может быть использовано в работе педагогов различных образовательных учреждениях.

Основная часть:

Состоит из двух частей: теоретической и практической.

Звучит песня «Русские праздники»

Слайд 1

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня на мы продолжим изучение народных календарных праздников. Помогать мне будут  ребята фольклорных ансамблей «Потешки», пдо Степанова Наталья  Алексеевна, Баев Олег  Вячеславович и «Желанушка», пдо Печёнкина Елена Михайловна, которые специально разучили песни и хороводы, относящиеся к весеннему циклу праздников. Но вначале давайте вспомним то, что мы уже знаем.

Повторение пройденного ранее материала.

С какими народными праздниками мы познакомились в прошлый раз? (Рождество, Масленица).

Слайд 2

На какое время года приходятся эти праздники? (Зима)

Масленица – это праздник, который народ ассоциировал с проводами зимы, вспомните, что в народных песнях появился элемент гуканья, уханья – призывания весны.

Музыка «Чайковский  Март»

Слайд 3

Ведущий: И вот наступила долгожданная весна. Как мог неграмотный народ знать, что она наступила?

Ответы детей. Снег начал таять, солнце сильнее припекать, прилетели первые птицы и т.д.

Ведущий: Правильно, народ подмечает все изменения в природе. До сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами. Вспомните, как народ называл месяц январь, и придумайте названия для марта.

Ответы детей.

Ведущий: Месяц март в народном календаре имел множество названий: протальник, утро года, водотёк. Все мы понимаем, что каждое из названий имеет право на существование, ведь народ очень наблюдателен.

Март наступил, но не всегда погода радует крестьянина, часто зима не хочет сдавать своих позиций, а земледельцу нужна дружная весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Вот и приходится зазывать весну к себе в гости закличками и песнями-веснянками.

Песня «Ой, кулики – жаворонушки».

Призывая весну, называли её красной; в те времена это означало и цвет (алый), и красоту (красивый), и качество (лучший).

Слайд 4

14 марта Евдокия «Весновка-свистунья».  В этот день для детей делали разные свистульки, чтобы они выбегали на возвышенные места с проталинами и играя в игры главными персонажами которых являются птицы, громким пересвистом свистулек приманивали весну. Всё это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Песня «Чувиль – виль – виль».

Ведущий: Ребята, давайте разучим с вами закличку. Повторяйте все вместе:

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким, (поднимаем руки вверх)
С корнем глубоким, (опускаем руки вниз)
С дождями сильными,
С хлебами обильными! (разводим руки в стороны)

Слайд 5

17 марта – Герасим – грачевник. В этот день ждали прилёта грачей.

Ведущий: А сейчас послушаем в исполнении ансамбля  «Желанушка». «Ой, Весна, красна»

 

Слайд 6

22 марта наступает астрономическая Весна, ведь в этот день длина светлого времени суток равна длине тёмного времени суток. И считается, что с этого дня свет и тепло начинают постепенно прибывать, а тьма и холод – уходить.

Слайд 7

22 марта — Сóроки. День сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, в народе считался днем второй встречи весны. Это один из самых больших праздников весны. На Сорок мучеников день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается.

Крестьяне в этот день «ходили окликать весну». Предвестниками же весны бывали жаворонки, которые и прилетали в этот день, поэтому закликали Весну в образе ее вестовой птицы — жаворонка.

Ведущий: Встречайте снова ансамбль «Потешки» с песней «Уж, вы,  жаворонушки!»

Слайд 8

В этот день было принято выпекать из теста жаворонков, деревенская детвора залезали на повети и на крыши, привязывали «жаворонков» к шесту и, раскачивая птиц, распевала:

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

Затем выпеченных птицы крошили и раскидывали по сторонам. Так «заговаривали» скорое и хорошее лето.

Слайд 9

На Жаворонков в деревнях хозяйки делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать.

Слайд 10

В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

Слайд 11

На юге России употребляли для этих «птичек» название «кулики», на севере (Каргополь, Архангельск) называли «тетерки», в средней полосе «ластовки» (ласточки) или «снегирьки» (Орел), «воробушки» (Н. Новгород).
Но всё же, самое распространенное название было – «жаворонки» («жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки»).

 Слайд 12

Пословицы этого праздника. «Жаворонок за собой сорок птиц привел»,

«Если сороки и галки прилетели на Сорока – к теплу», «Жаворонок – к теплу.

Зяблик – к стуже».

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.

Музыка «Ой бежит весной вода».

Ведущий: Ребята, попробуйте отгадать мои загадки.

На дворе горой, а в избе водой. (Правильно, снег)

Всю зиму смирно лежит, а весной убежит. (Да, снег)

Слайд 13

Весна – это множество ручейков, которые торопятся попасть в большую реку, а затем доплыть и до моря.

Сейчас мы поиграем в игру «Ручеёк». Это старинная игра-обряд, которая символизировала желание крестьянина, на дружное таяние снега, чтобы поля быстрее освободились, и можно было сеять зерно.

Описание игры. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд.

Музыка к игре «Ручеёк».

Слайд 14

Ведущий: Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля – православное Благовещение.

Слайд 15

В этот день работать был великий грех. Говорили – «Девица косы не плетёт, птица гнезда не вьёт».

Слайд 16

Был такой обычай в этот праздник отпускать на волю птиц в память о той радостной вести, которую принесла всему миру весть о рождении Спасителя. Вспомним строки А.Пушкина.

В чужбине свято соблюдаем
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаем
При светлом празднике весны.

Ведущий: Вообще весну встречали как долгожданную гостью. В песнях часто встречаются ласковые слова: ключики, летечко, бороздочка, колосочек, пчёлынька.

Слайд 17

На Руси целебным, наделённым особой силой деревом считалась верба.Ведь цвести оно начинало раньше других деревьев. Наступал праздник Вербное воскресение, вербица, вербич, цветоносия.

Слайд 18

Был такой обычай в старину – веточками вербы выгонять скот в первый день после зимовки на поля.

Слайд 19

С древних времён существовало поверие, что расцветающее дерево может дать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснётся.

Ансамбль «Потешки» исполнит «Пришла верба из – за моря».

Ведущий: Распускание вербы означало скорое наступление Пасхи – главного христианского праздника, окончания Великого поста.

Слайд 20

Этот праздник отмечают по лунному календарю и приходится он всегда на разное время, но всегда в апреле. Весна связана со светлыми ожиданиями.

Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
(А. Майков)

Слайд 21

Пасха имеет свои приметы – куличи, творожную пасху и крашеные пасхальные яйца.

Слайд 22

На Пасху всем разрешалось звонить в колокола. Вот здесь начиналось настоящее народное веселье. Обычно к этому сроку земля очищается от снега, и народные гуляния происходят на открытом воздухе.

Слайд 23

Часто девушки, распевали частушки. Давайте споём такие частушки,

Ансамбль «Потешки» с песней «Махонька».

Ведущий: А кто желает исполнить частушки? Желающие исполняют частушки (ведущий раздаёт листочки с частушками).

Пасхальные частушки

Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает,
Как у нонешних ребят
Верёвок не хватает!

Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братка гуляет
Червонное яйко катает?

На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся!

На святой неделюшке
Повели качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.

 

 

Слайд 24

На Пасху строились качели  и карусели – тоже символ солнца, чем быстрее кружится карусель – тем ярче светит солнце. Игра «Заря-заряница» — символизирует этот образ.

Игра «Заря-заряница».

Описание игры. Выбираются 2 водящих. И водящие и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют:

Заря-заряница,
Солнцева девица,
По небу ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Раз, два – не воронь,
Беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмёт освободившуюся ленточку, тот  и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Слайд 25

Ведущий: И наконец, наступает время для пения народных песен,  на улице уже чисто, появляется первая зелёная трава – одно удовольствие водить весёлый хоровод, играть в игры и петь веселые народные песни!

«Желанушка» с песней «Крапива-лебеда» и «Лопатинские частушки»

 «Ой, ребята, тара – ра» и «Через Волгу досточка» — плясовая в исполнении ансамбля «Потешки».

Ведущий: А сейчас Зубкова Елена Валентиновна  вам расскажет о куклах, которые делали весной.

Слайд 26

Куклы Мартинички. Делались в подарок весеннему ветру.

Слайд 27

Веснянки. Начинали делать с 14 марта. В старину этот день считался первой встречей весны. С этим днем связывались особые приметы. Считалось, что Авдотья хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет — так и задержит, либо морозы напустит.

Слайд 28

Кукла – Радость. Птицы приносили на крыльях весну. Если птица садилась на женщину, считалось, что весь год у нее будет удачным и счастливым. Потому и обрядовая кукла вся усыпана птичками, их должно быть нечетное количество, и одна непременно должна сидеть на голове. Да и головной убор у куклы тоже похож на птицу, с головой, крыльями и хвостом.

Слайд 29

Вербница. Таких кукол для украшения дома делали за неделю до наступления Пасхи, ставили их на окно. Позже их размещали около пасхальных даров.

Слайд 30.

Пасха. Делается пасхальная кукла в красных тонах. Лицо и руки куклы делаются обязательно из красной ткани. На лице часто выплетается золотой или жёлтый крестик.

Слад 31

Кроме печеных птичек, делали еще птички-закрутки, которыми люди украшали свои дома, ветви деревьев. Их ещё называли пасхальные голубки. Обычно эти куклы-закрутки делали дети. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. на ней ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Слайд 32

Ведущий: Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня. (Задаются вопросы участникам).

1.О каком времени года мы сегодня говорили?

  1. Как назывались песни, которыми народ закликал весну?
  2. В какие игры мы сегодня играли и что они символизируют?
  3. Какой главный христианский праздник приходится на середину весны?
  4. После какого праздника начинают водить хороводы?
  5. Каких кукол делали на Руси весной?

(Ответы детей).

Ведущий: Молодцы! Спасибо! А сейчас всех мы приглашаем на мастер – класс по изготовлению птички – закрутки. (Проводится мастер – класс – 40 минут)

 

Поэтапность мастер- класса:

  1. Подготовка материала на каждого участника – кусочки разноцветной ткани 15х20, красные нитки (ирис или шерстяные), длиной 40 -50 см, кусочки ваты или синтепона.
  2. Изготовление птички – закрутки.

 

Слайд 33

 

А) Складываем ткань по диагонали пополам (рис. 1), затем складываем получившийся треугольник ещё пополам (рис. 2). В полученном квадрате боковые стороны складываем к центру (рис. 3), складываем ещё пополам (рис.4) и ещё раз (рис. 5)

Б) Нить складываем пополам. Закручиваем «носик» (рис. 6).

В «головку» вставляем немного ваты, закручиваем нитки (рис. 7), переводим нить на шею, закручиваем три раза, завязываем узлом, две нити протягиваем по животу, доходим до хвостика (рис. 8)

В) В туловище вставляем кусок ваты в два раза больше, чем в голову птички. Обвязываем хвостик, расправляем птичку. Оплетаем крест – накрест туловище, завязываем узелком нить (рис. 9).

Г)  Обвязываем крылья. Птичка готова (рис. 10)

Ребята, вспоминаем, почему нитки красного цвета? Почему обматываем три раза? (Ответы детей). Правильно, красный – красивый, символизирует жизнь. В народе три — это счастливое число, связанное со святой троицей.

Заключение

В результате выяснилось, что у большинства участников данного семинара — практикума появилось устойчивое положительное отношение к истории своего народа, уважение к истокам, гордость за своё Отечество. Дети стали лучше представлять, как жили русские люди, как работали и отдыхали. Что их радовало, что тревожило. Какие в старину соблюдались обычаи  и традиции, чем люди тогда украшали свой быт, о чём мечтали, какие песни пели, во что играли.

Вывод: В начале данного семинара — практикума участники были немного «зажаты», большую роль брали на себя педагоги, а в процессе общения и практических совместных занятий учащиеся стали проявлять больший интерес к изучению народных обрядов, игр, песен. Учащиеся среднего возраста стали самостоятельно проводить игры, привлекая детей младшего возраста.

Дети с удовольствием играли, пели, водили хороводы, изготавливали поделки на мастер – классе. У большинства из них сформировались знания об основных весенних календарных народных праздниках, об основах изготовления весенних кукол и появился мотив для более углубленного их изучения. Значит, мы  постарались восстановить связь времён и посеять зерно доброты и патриотизма в подрастающем поколении.

Список использованных источников и литературы.

  1. Бердникова Н.В. Весёлая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3- 10 лет. Ярославль. 2005.
  2. Михайлова М. А. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. Ярославль. 2005.
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год /Русский земледельческий календарь. М., 1991. С. 118 – 211, 459-464.
  4. Пашнина В.М. А у нас — перепляс! Фольклорные праздники для 1 — 4 классов. Ярославль 2005.
  5. Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. 3 класс. М., 2003.
  6. интернет — ресурс rukukla.ru