Рекомендации по оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеразвивающей программы

Рекомендации по оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеразвивающей программы (Скачать .doc)

III. Рекомендации по оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеразвивающей программы

 

3.1. Структура дополнительной общеразвивающей программы[1]

Дополнительная общеразвивающая программа должна включать следующие структурные элементы:

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Пояснительная записка
  • Учебно-тематический план
  • Содержание
  • Методическое обеспечение
  • Список литературы
  • Приложение «Календарно-тематический план» (Календарный учебный график)[2]

3.2. Оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеразвивающей программы

3.2.1. Пояснительную записку к программе рекомендуется начать с введения, в котором дается краткая характеристика предмета или вида деятельности.

Далее необходимо раскрыть  направленность программы,

обосновать новизну (или указать отличительные особенности) (следует провести сравнительный анализ профильных программ и указать принципиальное отличие данной программы от подобных, кратко пояснить, что внес разработчик существенного в содержание, методы и формы реализации при разработке программы по сравнению с другими), актуальность (необходимо показать, что программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам, что в ней представлены современные идеи и актуальные направления развития науки, техники, культуры, экономики, социальной сферы, что она может удовлетворить потребность общества и детей данного возраста и категории в решении актуальных для них задач), педагогическую целесообразность (необходимо аргументированно обосновать использование педагогических приемов, форм, средств и методов образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами программы);

цель и задачи  программы (цель программы — это ее стратегия, фиксирующая желаемый конкретный результат, она должна содержать в себе развивающий, обучающий и воспитательный аспекты; задачи – это конкретные пути достижения цели, они подразделяются на группы: обучающие (предметные), развивающие (какие творческие способности, ключевые компетентности могут сформироваться, воспитательные (связанные с формированием тех или иных личностных качеств обучающихся);

возраст детей, участвующих в ее реализации (должны быть охарактеризованы и учтены психолого-возрастные особенности обучающихся, обоснованы принципы формирования групп, количество обучающихся в группе с учетом СанПиН, может быть дана информация о категории детей, для которых предназначена программа);

сроки реализации (продолжительность образовательного процесса по каждому году обучения, этапы);

формы обучения (формы обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ (Приказ Минобрнауки РФ № 1008 «Об утверждении порядка…»),

 формы организации деятельности: по группам, индивидуально или всем составом;

режим занятий (указываются продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием этого выбора, продолжительность учебного часа и времени на отдых);

ожидаемые результаты (ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. В данном разделе необходимо охарактеризовать предметные, личностные и метапредметные результаты; разработать систему оценки предметных, личностных и метапредметных результатов обучения и динамики личностного развития. Результаты должны быть сформулированы четко и конкретно: перечислены приобретаемые знания, умения и качества личности обучающегося. Определено, как обучающиеся будут демонстрировать приобретенные знания и умения по программе и свои достижения);

критерии и способы определения результативности (указываются методы отслеживания результативности:  педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.);

формы подведения итогов реализации дополнительной  программы (продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.; документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого обучающегося, к ним относятся: дневники достижений обучающихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и т.д.).

3.2.2. Учебно-тематический план программы (далее — УТП) (отражает содержание программы, раскрывает последовательность изучаемых тем, составлен в соответствии с заявленными сроками и этапами на весь период обучения, каждый год обучения оформляется отдельно в форме таблицы, в которой указывается количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия. При использовании дистанционных, индивидуальных или групповых форм обучения количество выделяемых на каждую форму учебных часов должно быть отражено в таблице учебного плана по каждой теме, отразить их наличие в УТП можно в виде отдельных столбцов «Формы обучения»).

3.2.3. Содержание изучаемого курса программы.

Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре УТП. Должно быть представлено реферативное описание каждой темы согласно УТП: в теоретической части учебный материал раскрывается тезисно и представляет собой объем информации, которым сможет овладеть обучающийся; в практической — перечисляются формы практической деятельности детей. Название каждой темы программы должно начинаться со слова «Тема» с указанием порядкового номера. При использовании дистанционных, индивидуальных или групповых форм обучения рекомендуется указать, какие разделы темы изучаются в этих формах.

3.2.4. Методическое обеспечение может включать описание:

форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), и технологий их организации (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.); приемов и методов организации образовательного процесса с отражением условий его реализации, характеристикой учебно-методического комплекса и технического оснащения; форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы и педагогического инструментария оценки эффективности программы.

3.2.5. Список использованной литературы оформляется строго в соответствии с ГОСТом  71 – 2003. Список литературы должен содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие 5 лет (периодические издания за последние 3 года), по общей педагогике; по методике данного вида деятельности; по методике воспитания; по общей и возрастной психологии; по теории и истории выбранного вида деятельности; опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.

3.2.6. Приложение «Календарно-тематический план» или Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования. Он определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов (273-ФЗ, ст.2, п.10; ст. 47, п.5).

[1] Структура дополнительных предпрофессиональных программ регламентируется Федеральными государственными требованиями

[2] Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе (ФЗ № 273, ст.2, п.10; ст. 47, п.5)